Background Image
Previous Page  4 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 17 Next Page
Page Background

Н.С. Васильев, В.И.

Громыко

4

знания, в свою очередь, объявляет тенденцию развития субъекта си-

стемно-информационной культуры как ученого, выявляет определя-

ющее значение познавательной функции естественно-научного зна-

ния, обнаруживает замену восприятия науки ее опознанием [15].

Для освоения надпредметного образовательного пространства тре-

буется инструментальная образовательная среда существования — ин-

теллектуальное компьютерное место учащегося (ИКМУ). Среда

ИКМУ — персональная онтологическая база знаний [12], функцио-

нальное ядро которой (интеллектуальная обучающая система) в каждом

сеансе обучения адаптирует образовательное пространство к возможно-

стям учащегося, вкладывая личностное образовательное пространство в

онтологическую базу знаний в форме личностного надпредметного об-

разовательного пространства [16]. Поиск «горящего» учебного матери-

ала становится адаптивным к познавательной функции учащегося в

границах несоответствия синтезирующему характеру системно-

информационной культуры. Интеллектуальная обучающая система реа-

лизует генетический метод и оба пути обучения: прямой и обратный.

Прямой путь основан на использовании индуктивно построенных учеб-

ников с многочисленными примерами. Он уравновешивает обратный

путь обучения посредством пропедевтических курсов, дающих понима-

ние учебного материала и целостность его восприятия. Универсальное

обучение развивает естественно-научное сознание учащегося, дополняя

профессиональную подготовку.

Стратегия рационального образования

формирование есте-

ственно-научного сознания.

А. Шопенгауэр выделил четверную

структуру знания, включающую эмпирическую, логическую, транс-

цендентальную и металогическую составляющие [17]. Металогический

уровень отвечает опознанию учащимся науки как средства для

самоорганизации самосознания в цепи «знание — познание — созна-

ние — подсознание». Технология развития самосознания состоит в

«загрузке» мыслекода научным языком категорий [12]. Этот уровень

формирует второе, естественно-научное, сознание. Самопознание,

самосознание, подсознание, интеллектуальный прорыв в надпред-

метность — ключевые «понятия» модели учащегося (рис. 2).

Математика развивалась по пути переходов от числа к символу, от

алгебраизации к аксиоматизации, от фундаментальных абстракций к

реальности сравнений (универсальный объект, функтор, категория).

Работа в инструментальных системах, объектно-ориентированное

программирование и абстрактные типы данных, внедрение языка ка-

тегорий придают мыслекоду объективность смысла.