Н.С. Васильев, В.И.
Громыко
4
знания, в свою очередь, объявляет тенденцию развития субъекта си-
стемно-информационной культуры как ученого, выявляет определя-
ющее значение познавательной функции естественно-научного зна-
ния, обнаруживает замену восприятия науки ее опознанием [15].
Для освоения надпредметного образовательного пространства тре-
буется инструментальная образовательная среда существования — ин-
теллектуальное компьютерное место учащегося (ИКМУ). Среда
ИКМУ — персональная онтологическая база знаний [12], функцио-
нальное ядро которой (интеллектуальная обучающая система) в каждом
сеансе обучения адаптирует образовательное пространство к возможно-
стям учащегося, вкладывая личностное образовательное пространство в
онтологическую базу знаний в форме личностного надпредметного об-
разовательного пространства [16]. Поиск «горящего» учебного матери-
ала становится адаптивным к познавательной функции учащегося в
границах несоответствия синтезирующему характеру системно-
информационной культуры. Интеллектуальная обучающая система реа-
лизует генетический метод и оба пути обучения: прямой и обратный.
Прямой путь основан на использовании индуктивно построенных учеб-
ников с многочисленными примерами. Он уравновешивает обратный
путь обучения посредством пропедевтических курсов, дающих понима-
ние учебного материала и целостность его восприятия. Универсальное
обучение развивает естественно-научное сознание учащегося, дополняя
профессиональную подготовку.
Стратегия рационального образования
формирование есте-
ственно-научного сознания.
А. Шопенгауэр выделил четверную
структуру знания, включающую эмпирическую, логическую, транс-
цендентальную и металогическую составляющие [17]. Металогический
уровень отвечает опознанию учащимся науки как средства для
самоорганизации самосознания в цепи «знание — познание — созна-
ние — подсознание». Технология развития самосознания состоит в
«загрузке» мыслекода научным языком категорий [12]. Этот уровень
формирует второе, естественно-научное, сознание. Самопознание,
самосознание, подсознание, интеллектуальный прорыв в надпред-
метность — ключевые «понятия» модели учащегося (рис. 2).
Математика развивалась по пути переходов от числа к символу, от
алгебраизации к аксиоматизации, от фундаментальных абстракций к
реальности сравнений (универсальный объект, функтор, категория).
Работа в инструментальных системах, объектно-ориентированное
программирование и абстрактные типы данных, внедрение языка ка-
тегорий придают мыслекоду объективность смысла.