Background Image
Previous Page  7 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 14 Next Page
Page Background

Лексико-стилистические особенности учебных текстов для обучения чтению

7

т. е., как и служебные слова, используются для построения из слов

речевых произведений. Такие слова, занимающие в определенном

смысле промежуточное положение между словами знаменательными

и служебными, можно назвать «строевыми словами» (structural

words) [11, 12].

Общеупотребительная лексика включает в себя слова общего

языка, которые наиболее часто используются в научных текстах. Бла-

годаря общеупотребительной лексике язык науки поддерживает

связь с общелитературным языком и не превращается в язык посвя-

щенных, понятный только ученым.

Терминологический слой представлен составными терминами:

heat-resistant materials, laser, an intensive beam of light of a very pure

single colour, thermonuclear fuel. Число терминов в данном отрывке

невелико, его основу составляют слова общенаучного слоя, то есть те

лексические единицы, которые являются обязательными для описа-

ния процесса познания, разъяснения тех или иных явлений, связан-

ных с построением гипотезы, и для обоснования выводов, причем в

самых разных науках, независимо от их профиля. В данном случае

это такие широко употребительные в научном тексте глаголы, как,

например, produce, represent, provide, develop, conduct, use; существи-

тельные — invention, fulfilment, technology, substance, source, installa-

tion, experiment, application.

К последнему, четвертому, общетехническому слою можно отне-

сти такие лексические единицы, как, например, light, beam, vaporize,

focus, fuel.

Таким образом, стратификация лексики приведенного отрывка

наглядно показывает, что большая часть его словарного состава

представлена нетерминологическими единицами, ведущую роль сре-

ди которых играет общенаучная лексика.

Анализ и опыт работы с научно-технической литературой пока-

зывают, что общенаучная лексика занимает в тексте около 60 % по

сравнению с другими лексическими слоями, и представлена она ос-

новными частями речи: глаголами — accept, assume, classify, illu-

strate, introduce, discuss, form, formulate, generalize, group, limit, list,

modify, note, observe, outline, correlate, сomprise, perform; существи-

тельными — accuracy, analogy, basis, concept, criterion, definition, ex-

ample, evidence, foundation, investigation, research, scheme, calculation,

maximum, minimum, phenomenon-phenomena; прилагательными —

basic, common, essential, general, identical, logical, detailed; наречия-

ми — actually, basically, briefly, directly, gradually.

Здесь необходимо подчеркнуть, что знание словообразователь-

ных элементов обогатит словарный запас общенаучной лексики у

студента и позволит легче ориентироваться в тексте. Деривационная

(производная) система общенаучной лексики, действующая в научно-