Background Image
 1 / 14 Next Page
Information
Show Menu
1 / 14 Next Page
Page Background

УДК 802.0

Лексико-стилистические особенности учебных текстов

для обучения чтению научно-технической литературы

на английском языке

© Г.Ф. Захарова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрены характеристики научного стиля речи на материале технических

текстов учебно-методических пособий по специальности. Подчеркивается акту-

альность развития навыков чтения у студентов инженерных специальностей в

связи с их обучением другим видам речевой деятельности. Выполнен сравнитель-

ный анализ лексического состава текстов. Даны рекомендации по развитию навы-

ков беглого чтения и снятия трудностей понимания текстов с учетом термино-

логии и полисемантических особенностей научно-технической лексики.

Ключевые слова:

научный стиль, чтение, речевая деятельность, лексический со-

став, техническая терминология, учебный текст, строевые слова, омонимия, по-

лисемия.

В наши дни мир становится все более открытым. В связи с этим

возрастает значение английского языка как языка международной

коммуникации. И хотя новый социальный заказ диктует делать прио-

ритетным обучение таким видам речевой деятельности (РД) как ауди-

рование и говорение, роль чтения на иностранном языке в деятельно-

сти современного специалиста по-прежнему остается значимой.

«Очень важно с самого начала четко и реалистично определять

конкретные задачи обучения иностранному языку: какой именно

разновидностью данного языка и в какой степени должен овладеть

учащийся за курс обучения. Иными словами, изучающий язык дол-

жен с самого начала сознавать, что он может изучить не «вообще»

иностранный язык (никто не знает «вообще» весь английский или

русский язык, даже его естественные носители), а какой-то вполне

определенный его стиль, пласт, разновидность ˂…˃. Исходя из этой

установки, современная методика преподавания иностранных языков

признала наиболее целесообразным обучение «языку для специаль-

ных целей», — пишет С.Г. Тер-Минасова [1]. В этой связи представ-

ляется важным отметить, что конкретная задача обучения иностран-

ным языкам в технических вузах заключается в том, чтобы научить

студентов читать литературу по специальности и говорить на специ-

альные темы.

Не секрет, что среди первокурсников МГТУ им. Н.Э. Баумана

многие еще не совсем ясно понимают, кем они хотели бы стать и ка-

кой уровень языковой компетенции мог бы быть ими достигнут в ре-