УДК 802.0
Лексико-стилистические особенности учебных текстов
для обучения чтению научно-технической литературы
на английском языке
© Г.Ф. Захарова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены характеристики научного стиля речи на материале технических
текстов учебно-методических пособий по специальности. Подчеркивается акту-
альность развития навыков чтения у студентов инженерных специальностей в
связи с их обучением другим видам речевой деятельности. Выполнен сравнитель-
ный анализ лексического состава текстов. Даны рекомендации по развитию навы-
ков беглого чтения и снятия трудностей понимания текстов с учетом термино-
логии и полисемантических особенностей научно-технической лексики.
Ключевые слова:
научный стиль, чтение, речевая деятельность, лексический со-
став, техническая терминология, учебный текст, строевые слова, омонимия, по-
лисемия.
В наши дни мир становится все более открытым. В связи с этим
возрастает значение английского языка как языка международной
коммуникации. И хотя новый социальный заказ диктует делать прио-
ритетным обучение таким видам речевой деятельности (РД) как ауди-
рование и говорение, роль чтения на иностранном языке в деятельно-
сти современного специалиста по-прежнему остается значимой.
«Очень важно с самого начала четко и реалистично определять
конкретные задачи обучения иностранному языку: какой именно
разновидностью данного языка и в какой степени должен овладеть
учащийся за курс обучения. Иными словами, изучающий язык дол-
жен с самого начала сознавать, что он может изучить не «вообще»
иностранный язык (никто не знает «вообще» весь английский или
русский язык, даже его естественные носители), а какой-то вполне
определенный его стиль, пласт, разновидность ˂…˃. Исходя из этой
установки, современная методика преподавания иностранных языков
признала наиболее целесообразным обучение «языку для специаль-
ных целей», — пишет С.Г. Тер-Минасова [1]. В этой связи представ-
ляется важным отметить, что конкретная задача обучения иностран-
ным языкам в технических вузах заключается в том, чтобы научить
студентов читать литературу по специальности и говорить на специ-
альные темы.
Не секрет, что среди первокурсников МГТУ им. Н.Э. Баумана
многие еще не совсем ясно понимают, кем они хотели бы стать и ка-
кой уровень языковой компетенции мог бы быть ими достигнут в ре-