Background Image
Previous Page  3 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 14 Next Page
Page Background

Лексико-стилистические особенности учебных текстов для обучения чтению

3

Овладение чтением позволяет студенту не только извлекать ин-

формацию, но и дает ему в руки средство для овладения другими ви-

дами РД, в том числе и устной речью, которая во многом помогает

формировать культуру вербального поведения. В связи с этим очень

важно проводить на занятиях по английскому языку ролевые игры с

использованием элементов речевого этикета. «Учитывая специфику

неязыкового вуза (программу, количество часов, уровень подготовки

студентов), целесообразно строить процесс таким образом», — пи-

шет В.В. Кулешов, — «чтобы каждый из четырех видов РД не только

находился в тесной связи с другими видами РД, но и успешно содей-

ствовал выработке навыков и умений, присущих им, чтобы обучение

одному виду РД являлось бы и целью и одновременно средством,

способствующим овладению другими видами РД» [3].

Здесь хотелось бы отметить, что при обучении иностранному

языку также реализуется задача целенаправленного повышения и

углубления профессиональной компетентности студентов за счет

чтения и осмысления ими научно-технической литературы по специ-

альности.

На занятиях по иностранному языку в техническом вузе навыки

чтения формируются у студентов поэтапно. На начальном этапе уде-

ляют большое внимание работе с языковым материалом. Предпосыл-

ками успешного обучения чтению являются необходимые знания

грамматики и лексики.

Как известно, работа над языковым материалом строится на базе

учебного текста. Хотя в век аудиовизуальных и электронных средств

обучения роль печатного текстового источника уменьшается, но мало

кто отважится вести курс без базового учебника. Учебный текст

представляет содержательную основу при обучении иностранному

языку в неязыковом вузе. Прежде чем искать ответ на вопрос «как

учить?», необходимо четко представлять «чему учить», на основе ка-

кого текстового материала, пригодного для конкретных учебных це-

лей, одна из которых — обучение чтению.

Слово «текст» — настолько привычное, знакомое, что, казалось

бы, и пояснений не требует. Однако такое впечатление обманчиво.

Текст (от латинского textus = textum — ткань, связь, cвязное изложе-

ние [4]) представляет собой, по И.Р. Гальперину, «произведение ре-

четворческого процесса, обладающее завершенностью, объективиро-

ванное в виде письменного документа, литературно обработанное в

соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из

названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств),

объединенных разными типами лексической, грамматической, логи-

ческой, стилистической связи, имеющее определенную целенаправ-

ленность и прагматическую установку». Тексту присущи категории

«информативности, интеграции и ретроспекции» [5].