Г.А. Мысина
Как видно из табл. 2, основными причинами в любом возрасте
студенты называли «Незнание сущности здоровьесберегающей дея-
тельности» и «Незамотивированность в здоровом образе жизни». А
вот следующие причины явно разделились в зависимости от «стажа»
обучения студента в вузе. Так, студенты младших курсов на второе
место поставили «Несамостоятельность» и «Незнание возможностей
и путей самореализации», тогда как старшекурсники определили «Ка-
тегоричность» и «Неуверенность в положительных результатах своей
деятельности».
Для нашего исследования нужно выделить одну из основных при-
чин затруднений у студентов — незнание сущности здоровьесберега-
ющей деятельности. В технических вузах есть учебная дисциплина
«Физическая культура (408 ауд.часов), в рамках которой на лекцион-
ных занятиях (20 ауд. часов) даются знания о здоровье, но зачастую
рассматриваются только вопросы физического благополучия человека,
а дисциплины, где студентов обучали бы здоровьесберегающей дея-
тельности, пропагандировали основы здорового образа жизни, давали
знания необходимые для саморазвития и самореализации личности,
учили бы управлять своим здоровьем, нет.
Для того чтобы выяснить, что студенты знают о здоровьесбере-
гающей деятельности, были проанализированы ответы на вопросы о
ценностях здорового образа жизни и достоинствах творческой лично-
сти. Чтобы не навязывать свое мнение, не давать подсказок, вопрос
был предложен в открытой форме. Обобщив варианты ответов, сгруп-
пировав их, мы получили следующую картину (табл. 3).
Уровень самооценок студентов достаточно высокий, но не напра-
влен на результаты саморазвития и сохранения здоровья. Наиболее
популярными ответами о достоинствах творческой личности стали:
самостоятельность и самоутверждение. Студентам престижно само-
утверждаться в студенческом сообществе, они хотят проявлять боль-
ше самостоятельности в выборе ценностных ориентаций собственной
жизни.
Одним из аспектов здоровьесберегающей деятельности студентов
является совместная работа с психологом. Важность такого взаимодей-
ствия подчеркивают многие психологи и педагоги, разрабатывающие
проблемы психодиагностики [6].
Только позиция руководства высшего образовательного учрежде-
ния и совместная деятельность с профессорско-преподавательским со-
ставом и студентами помогут создать в вузе здоровую, благоприятную
обстановку, обеспечивающую развитие и становление будущих спе-
циалистов.
Взаимодействие студентов с психологами предполагает определен-
ную позицию самих учащихся, их настроенность и желание обра-
щаться за помощью к специалистам — психологам. Поэтому нам было
8