Готовность студентов к здоровьесберегающей деятельности
Таким образом, задача обучения состоит в том, чтобы учащийся
освоил специальные знания и умения здоровьесберегающей деятель-
ности.
Для изучения особенностей рефлексии и саморазвития студентов
нами была разработана анкета самооценки с использованием таких ме-
тодик, как «Направленность личности», «Ценностные ориентации»,
психологических тестов и опросников [5]. Результаты самооценки
можно считать достаточно надежными на том основании, что сама
задача оценивания своего развития устраняет фактор престижности
формулировок по сравнению с оцениванием ряда сходных характери-
стик (ошибок, неудач, недостатков).
Анкетирование проводилось среди студентов технических вузов
г. Москвы. Выбор технических вузов связан с тем, что в учебных про-
граммах подготовки инженерных специалистов меньше предметов гу-
манитарной направленности, которые помогли бы будущему выпуск-
нику в саморазвитии личности, по сравнению, например, с педаго-
гическими с вузами. Надежность результатов опроса обеспечивалась
соблюдением требований к формированию выборки, а именно — ее
репрезентативностью и однородностью.
Репрезентативность выборки достигалась следованием следую-
щим правилам. Во-первых, ее формирование осуществлялось методом
стратифицированной случайной выборки. Для этого вся генеральная
совокупность была разбита на 5 групп в соответствии с курсом обу-
чения в вузе: 1-й группа — 1-й курс, 2-я группа — 2-й курс, 3-я
группа — 3-й курс, 4-я группа — 4-й курс и 5-я группа — 5-й курс.
Во-вторых, соблюдалось требование адекватности объема выборки
целям исследования (всего в опросе приняли участие 950 человек).
Однородность выборки обеспечивалась за счет того, что к опро-
су приглашались только студенты технических вузов. Для сопостави-
мости выводов результаты анкетирования выражались в процентах,
поскольку число респондентов отличалось в каждой группе, хотя и
незначительно.
Работа над анкетой проходила в несколько этапов. Сначала был
создан первый вариант анкеты, который апробировался среди студен-
тов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Анализ хода анкетирования и результатов
опроса позволил выявить недостатки анкетного материала. После до-
работки вопросов проводились повторные выборочные опросы, что
позволило усовершенствовать анкету и в итоге разработать ее оконча-
тельный вариант. Объективность собранной информации обеспечива-
лась также соблюдением правил разработки анкет. Всего анкета содер-
жала 30 различных по форме (открытые, закрытые и полузакрытые)
и по виду (вводные, фильтрующие, основные, контрольные, дополни-
тельные) вопросов. В содержательном плане в структуре анкеты их
можно разделить на несколько категорий.
3