Г.А. Мысина
Рис. 2. Нарушения физического, психического и социального благополучия сту-
дентов
из ответов на аналогично сформулированный вопрос. Причем нару-
шения благополучия студенты должны были оценить по 10-балльной
системе, где высший балл соответствовал высказыванию «испытываю
в наивысшей степени». Обобщенные результаты представлены в виде
диаграммы (рис. 2).
Как видно из диаграммы, проблемы, с которыми сталкиваются сту-
денты при обучении в вузе, приводят к таким нарушениям психическо-
го благополучия, как постоянное недовольство собой, грусть, потеря
интереса к жизни, постоянное желание спать, которые, в свою очередь,
ведут к нарушению социального благополучия: конфликты с близкими
и родными, финансовые проблемы. Обращает на себя внимание тот
факт, что с помощью табакокурения и употребления алкоголя студенты
пытаются решить свои проблемы. А это уже формы девиантного пове-
дения. Настораживает и отношение студентов к суициду как способу
решения своих сложных жизненных ситуаций. И это еще раз говорит
о том, что в вузах обязательно должна быть служба психологической
поддержки студентов, где специалисты могут помочь учащимся спра-
вляться с трудностями. Кроме того, в учебной программе технического
вуза необходимо наличие предмета о культуре здорового образа жиз-
ни, где студентам бы давали информацию о здоровье, биологической
12