Г.А. Мысина
условия жизни, он самостоятельно должен решать круг социальных
проблем, связанных в первую очередь с материальным обеспечением,
оторванностью от родителей, особенно это касается студентов, про-
живающих в общежитии.
Проблемы с выполнением учебной нагрузки, стресс во время сес-
сии, налаживание взаимоотношений с окружающими — все это при-
водит к нарушениям психического и физического благополучия. Из
таблицы можно видеть, что затруднений к пятому курсу становит-
ся меньше, студенты адаптируются (приспосабливаются) к условиям
образовательной среды вуза, а те, кому не удалось справиться со сво-
ими проблемами, возможно, были отчислены из вуза.
Поскольку большинство молодых людей не задумываются о своем
здоровье, за исключением студентов с наследственными и хрониче-
скими болезнями, приобретенными ранее, то нарушений физического
благополучия учащиеся стараются не замечать.
Вторая статистическая гипотеза, которую мы проверяли в ходе
корреляционного анализа, звучала следующим образом: затруднения
при адаптации к условиям обучения в вузе могут обусловливать на-
рушения социального, физического и психологического благополучия
студентов, в том числе приводить к различным формам девиантного
поведения. В качестве таких нарушений благополучия студентов мы
выделили следующие: употребление психоактивных веществ, алкого-
ля, табакокурение, быстрая утомляемость, нарушение режима сна и
бодрствования, режима питания — недоедание/переедание; дистресс,
депрессия, агрессивное поведение, суицидальные мысли.
Корреляционный анализ позволил определить взаимосвязь затруд-
нений в адаптации к условиям образовательной среды вуза с наруше-
ниями социального, физического и психического благополучия сту-
дентов. Было установлено, что затруднения в адаптации приводят к
следующим нарушениям благополучия студентов: дистресс (коэффи-
циент корреляции 0,54), употребление алкоголя (коэффициент кор-
реляции 0,47), табакокурение (коэффициент корреляции 0,36); упо-
требление ПАВ (коэффициент корреляции 0,35), быстрая утомляе-
мость (коэффициент корреляции 0,56), нарушение режима сна и бодр-
ствования (коэффициент корреляции 0,48), нарушение режима пита-
ния — недоедание/переедание (коэффициент корреляции 0,36); депрес-
сия (коэффициент корреляции 0,32), агрессивное поведение (коэффи-
циент корреляции 0,40), суицидальные мысли (коэффициент корреля-
ции 0,32).
Выявленные зависимости подтверждают наше предположение о
взаимообусловленности затруднений в адаптации к условиям обуче-
ния в вузе с нарушениями социального, психического и физического
6