Previous Page  2 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 22 Next Page
Page Background

Н.С. Кирабаев

2

Гуманитарный вестник

# 12·2017

ство через науку и технологии, СМИ и торговлю, финансы и туризм,

миграцию, которые развиваются в беспрецедентной степени. В то же

время распространенность и глубина локальной идентичности опре-

деляются в терминах языка, территории, этничности, религии и тра-

диции — все это реальная картина современности. Безусловно, ры-

нок, демократия, гражданское общество и права человека как харак-

теристики общества модернизации приняли глобальное значение, в

то же время сила традиции в современном мире действительно игра-

ет все бо́льшую роль.

Сосуществование и взаимопроникновение между глобализацией

и локализацией и усиление роли традиций заставляют выйти за пре-

делы ментальности в дихотомии «либо — либо», поскольку сегодня

очевидно усиливающееся противоречие между глобализацией как

теорией модернизации и глобализацией как эмпирическим процес-

сом, и позволяют говорить о мультилинейности всемирно историче-

ского процесса [1]. Отметим, что, по крайней мере, три оптимистиче-

ских постулата глобализации как теории оказались несостоятельны-

ми: уменьшение роли национальных государств; открытость границ

для беспрепятственного передвижения товаров, капитала и людей;

установление однородного либерального мироустройства. Кроме то-

го, необходимо иметь в виду, что множественность практик глобали-

зации породила ответную реакцию, в том числе повышение роли ре-

лигиозного фактора в мировой политике и экономике, что привело к

усиливающейся роли так называемого религиозного фундаментализ-

ма и экстремизма. Вместе с тем, именно на уровне идеологической

риторики фундаментализм стал использоваться для демонизации,

например, мусульманской цивилизации.

Слияние религии, национализма, этничности и трайбализма в

своевременном мире вызывает угрозу существования и стабильности

национальных государств и правительств. Конфликты в ряде стран

Африки (Судан, Руанда, Сомали, Нигерия), Восточной Европы (Бос-

ния, Косово), Азии (Индия, Пакистан, Афганистан) и т. д. подчерки-

вают не просто уязвимость этих государств, но и отсутствие перспек-

тивы стабильного развития. Выход Великобритании из Европейского

союза (Brexit) и выборы президента во Франции в 2017 г. показыва-

ют, что негативные факторы глобализации подрывают устойчивость

и стабильность стран Западной Европы. Дискредитация и даже в не-

которых случаях развенчание секулярной парадигмы развития госу-

дарств, в частности, ярко проявляется в исламском мире. Исламский

фактор используют в своих интересах как правительства, так и оппо-

зиционные движения.

Представляется важным ответить на следующий вопрос: если

всю мусульманскую цивилизацию стали считать в Европе потенци-