Н.С. Кирабаев
2
Гуманитарный вестник
# 12·2017
ство через науку и технологии, СМИ и торговлю, финансы и туризм,
миграцию, которые развиваются в беспрецедентной степени. В то же
время распространенность и глубина локальной идентичности опре-
деляются в терминах языка, территории, этничности, религии и тра-
диции — все это реальная картина современности. Безусловно, ры-
нок, демократия, гражданское общество и права человека как харак-
теристики общества модернизации приняли глобальное значение, в
то же время сила традиции в современном мире действительно игра-
ет все бо́льшую роль.
Сосуществование и взаимопроникновение между глобализацией
и локализацией и усиление роли традиций заставляют выйти за пре-
делы ментальности в дихотомии «либо — либо», поскольку сегодня
очевидно усиливающееся противоречие между глобализацией как
теорией модернизации и глобализацией как эмпирическим процес-
сом, и позволяют говорить о мультилинейности всемирно историче-
ского процесса [1]. Отметим, что, по крайней мере, три оптимистиче-
ских постулата глобализации как теории оказались несостоятельны-
ми: уменьшение роли национальных государств; открытость границ
для беспрепятственного передвижения товаров, капитала и людей;
установление однородного либерального мироустройства. Кроме то-
го, необходимо иметь в виду, что множественность практик глобали-
зации породила ответную реакцию, в том числе повышение роли ре-
лигиозного фактора в мировой политике и экономике, что привело к
усиливающейся роли так называемого религиозного фундаментализ-
ма и экстремизма. Вместе с тем, именно на уровне идеологической
риторики фундаментализм стал использоваться для демонизации,
например, мусульманской цивилизации.
Слияние религии, национализма, этничности и трайбализма в
своевременном мире вызывает угрозу существования и стабильности
национальных государств и правительств. Конфликты в ряде стран
Африки (Судан, Руанда, Сомали, Нигерия), Восточной Европы (Бос-
ния, Косово), Азии (Индия, Пакистан, Афганистан) и т. д. подчерки-
вают не просто уязвимость этих государств, но и отсутствие перспек-
тивы стабильного развития. Выход Великобритании из Европейского
союза (Brexit) и выборы президента во Франции в 2017 г. показыва-
ют, что негативные факторы глобализации подрывают устойчивость
и стабильность стран Западной Европы. Дискредитация и даже в не-
которых случаях развенчание секулярной парадигмы развития госу-
дарств, в частности, ярко проявляется в исламском мире. Исламский
фактор используют в своих интересах как правительства, так и оппо-
зиционные движения.
Представляется важным ответить на следующий вопрос: если
всю мусульманскую цивилизацию стали считать в Европе потенци-