Методологический анализ категории «вероятность»
Гуманитарный вестник
# 11·2017 17
должны быть связаны так, чтобы гарантировать его от полного про-
игрыша [12]. Рамсей формулирует условие когерентности как есте-
ственный нормативный критерий рациональности, как необходимое
(хотя и недостаточное) условие рациональности. Таким образом, пред-
метом теории субъективной вероятности оказываются рациональные
степени уверенности идеального непротиворечивого субъекта.
Самое главное — это то, что Ф. Рамсей и Б. де Финетти доказали,
что необходимым и достаточным условием когерентности степеней
уверенности является их соответствие аксиомам исчисления вероят-
ностей. С одной стороны, нарушение аксиом исчисления ведет к
некогерентным ставочным системам (в которых субъект рискует по-
терпеть неудачу при любом возможном исходе), а с другой — наобо-
рот, все исчисление вероятностей можно вывести из условия коге-
рентности. И поскольку исчисление вероятностей «составляет осно-
вание большей части нашего мышления» [13], то когерентность —
общее условие человеческого мышления и, следовательно, поведе-
ния. «Утверждение, что люди считают согласно правилам арифмети-
ки, а думают, пользуясь правилами логики, ничего не стоит, если мы
не поймем, что и ошибки в арифметике или логике также для нас
вполне естественны. Еще более естественно, что ошибки становятся
общим явлением в более сложных областях, таких, как вероятность.
Тем не менее кажется вполне правильным утверждение, что в основ-
ном люди ведут себя согласно правилам когерентности, даже хотя
они часто нарушают их (то же самое можно сказать и о применении
ими арифметики и логики). Но для того чтобы избежать заблужде-
ний, нам кажется существенным подчеркнуть, что теория вероятно-
стей не пытается описывать действительное поведение; ее предметом
является когерентное поведение, а тот факт, что люди бывают лишь
более или менее когерентными, не существенен» [12, p. 118].
Итак, теория субъективной вероятности рассматривает вероят-
ностные суждения и поведение идеализированного субъекта, кото-
рый никогда не противоречит себе. Для реального человека теория
вероятностей — это код, закон, канон непротиворечивости. Она дает
человеку возможность определить, имеются ли противоречия в его
собственном, реальном или воображаемом поведении (хотя и не ука-
зывает однозначно, как их исправлять.) В теории субъективной веро-
ятности доказывается, что для каждого человека, который ведет себя
когерентно (т. е. не заключает пари таким образом, чтобы наверняка
понести убытки), существует одна и только одна вероятностная
структура.
Степени уверенности рационального субъекта должны не только
когерентно согласовываться друг с другом, но и когерентно модифи-
цироваться с изменением информации. Показано, что вычисление