Previous Page  17 / 27 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 17 / 27 Next Page
Page Background

Методологический анализ категории «вероятность»

Гуманитарный вестник

# 11·2017 17

должны быть связаны так, чтобы гарантировать его от полного про-

игрыша [12]. Рамсей формулирует условие когерентности как есте-

ственный нормативный критерий рациональности, как необходимое

(хотя и недостаточное) условие рациональности. Таким образом, пред-

метом теории субъективной вероятности оказываются рациональные

степени уверенности идеального непротиворечивого субъекта.

Самое главное — это то, что Ф. Рамсей и Б. де Финетти доказали,

что необходимым и достаточным условием когерентности степеней

уверенности является их соответствие аксиомам исчисления вероят-

ностей. С одной стороны, нарушение аксиом исчисления ведет к

некогерентным ставочным системам (в которых субъект рискует по-

терпеть неудачу при любом возможном исходе), а с другой — наобо-

рот, все исчисление вероятностей можно вывести из условия коге-

рентности. И поскольку исчисление вероятностей «составляет осно-

вание большей части нашего мышления» [13], то когерентность —

общее условие человеческого мышления и, следовательно, поведе-

ния. «Утверждение, что люди считают согласно правилам арифмети-

ки, а думают, пользуясь правилами логики, ничего не стоит, если мы

не поймем, что и ошибки в арифметике или логике также для нас

вполне естественны. Еще более естественно, что ошибки становятся

общим явлением в более сложных областях, таких, как вероятность.

Тем не менее кажется вполне правильным утверждение, что в основ-

ном люди ведут себя согласно правилам когерентности, даже хотя

они часто нарушают их (то же самое можно сказать и о применении

ими арифметики и логики). Но для того чтобы избежать заблужде-

ний, нам кажется существенным подчеркнуть, что теория вероятно-

стей не пытается описывать действительное поведение; ее предметом

является когерентное поведение, а тот факт, что люди бывают лишь

более или менее когерентными, не существенен» [12, p. 118].

Итак, теория субъективной вероятности рассматривает вероят-

ностные суждения и поведение идеализированного субъекта, кото-

рый никогда не противоречит себе. Для реального человека теория

вероятностей — это код, закон, канон непротиворечивости. Она дает

человеку возможность определить, имеются ли противоречия в его

собственном, реальном или воображаемом поведении (хотя и не ука-

зывает однозначно, как их исправлять.) В теории субъективной веро-

ятности доказывается, что для каждого человека, который ведет себя

когерентно (т. е. не заключает пари таким образом, чтобы наверняка

понести убытки), существует одна и только одна вероятностная

структура.

Степени уверенности рационального субъекта должны не только

когерентно согласовываться друг с другом, но и когерентно модифи-

цироваться с изменением информации. Показано, что вычисление