Previous Page  13 / 27 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 27 Next Page
Page Background

Методологический анализ категории «вероятность»

Гуманитарный вестник

# 11·2017 13

квантовой механики и попыток объективного обоснования данной

теории, в частности В. Гейзенберга [9, 10]. В гносеологическом плане

эту ситуацию подробно проанализировал известный философ науки

К. Поппер [11].

Согласно диспозиционной интерпретации, вероятность характе-

ризует диспозицию или предрасположенность опытной ситуации к

вызову определенных относительных частот некоторых событий при

ее повторении. В отличие от частотной концепции, в диспозицион-

ной вероятность и относительная частота не отождествляются, а рас-

сматриваются как принадлежащие к разным структурным уровням

научного знания. В онтологическом плане отношение между вероят-

ностью и частотой рассматривается как отношение между сущно-

стью и явлением. С точки зрения К. Поппера вероятность — это фи-

зическая реальность, аналогичная полю. Она также непосредственно

ненаблюдаема, как и поле. О ее существовании можно говорить лишь

косвенно, только через наблюдения относительных частот, выступа-

ющих ее проявлением. С помощью предложенной интерпретации ве-

роятности Поппер надеялся обосновать принципиально вероятност-

ный и вместе с тем объективный характер квантовой механики. По

мнению Поппера, «обычная интерпретация вероятности в физике ко-

леблется между двумя крайностями: объективной, чисто статистиче-

ской, интерпретацией и субъективной интерпретацией в терминах

нашего неполного знания или доступной информации… Диспозицион-

ная интерпретация является сугубо объективной интерпретацией. Она

элиминирует колебания между объективной и субъективной интерпре-

тациями и вмешательство субъекта в физику» [11, p. 65].

Попперовская диспозиционная интерпретация вероятности дей-

ствительно имеет ряд преимуществ перед частотной интерпретацией

вероятности в плане более глубокого общефилософского и методо-

логического обоснования вероятности как объективной категории.

Однако поскольку при определении численного значения вероятно-

сти диспозиционная интерпретация опирается на частотную концеп-

цию вероятности, то разделяет все методологические слабости по-

следней. В частности, поскольку не все контексты употребления по-

нятия вероятности в науке и повседневной жизни могут быть

интерпретированы частотно, постольку диспозиционная интерпрета-

ция оказывается такой же неуниверсальной, как и частотная.

Однако начиная с 50-х гг. XX в. в научной и философской лите-

ратуре все активнее стала набирать силу субъективная (или персона-

листская) концепция вероятности. Согласно этой концепции, вероят-

ность характеризует степень или интенсивность доверия, которую

определенный индивид испытывает по отношению к некоторому со-

бытию или к некоторой гипотезе. Пристальный интерес современных