Методологический анализ категории «вероятность»
Гуманитарный вестник
# 11·2017 13
квантовой механики и попыток объективного обоснования данной
теории, в частности В. Гейзенберга [9, 10]. В гносеологическом плане
эту ситуацию подробно проанализировал известный философ науки
К. Поппер [11].
Согласно диспозиционной интерпретации, вероятность характе-
ризует диспозицию или предрасположенность опытной ситуации к
вызову определенных относительных частот некоторых событий при
ее повторении. В отличие от частотной концепции, в диспозицион-
ной вероятность и относительная частота не отождествляются, а рас-
сматриваются как принадлежащие к разным структурным уровням
научного знания. В онтологическом плане отношение между вероят-
ностью и частотой рассматривается как отношение между сущно-
стью и явлением. С точки зрения К. Поппера вероятность — это фи-
зическая реальность, аналогичная полю. Она также непосредственно
ненаблюдаема, как и поле. О ее существовании можно говорить лишь
косвенно, только через наблюдения относительных частот, выступа-
ющих ее проявлением. С помощью предложенной интерпретации ве-
роятности Поппер надеялся обосновать принципиально вероятност-
ный и вместе с тем объективный характер квантовой механики. По
мнению Поппера, «обычная интерпретация вероятности в физике ко-
леблется между двумя крайностями: объективной, чисто статистиче-
ской, интерпретацией и субъективной интерпретацией в терминах
нашего неполного знания или доступной информации… Диспозицион-
ная интерпретация является сугубо объективной интерпретацией. Она
элиминирует колебания между объективной и субъективной интерпре-
тациями и вмешательство субъекта в физику» [11, p. 65].
Попперовская диспозиционная интерпретация вероятности дей-
ствительно имеет ряд преимуществ перед частотной интерпретацией
вероятности в плане более глубокого общефилософского и методо-
логического обоснования вероятности как объективной категории.
Однако поскольку при определении численного значения вероятно-
сти диспозиционная интерпретация опирается на частотную концеп-
цию вероятности, то разделяет все методологические слабости по-
следней. В частности, поскольку не все контексты употребления по-
нятия вероятности в науке и повседневной жизни могут быть
интерпретированы частотно, постольку диспозиционная интерпрета-
ция оказывается такой же неуниверсальной, как и частотная.
Однако начиная с 50-х гг. XX в. в научной и философской лите-
ратуре все активнее стала набирать силу субъективная (или персона-
листская) концепция вероятности. Согласно этой концепции, вероят-
ность характеризует степень или интенсивность доверия, которую
определенный индивид испытывает по отношению к некоторому со-
бытию или к некоторой гипотезе. Пристальный интерес современных