Методологический анализ категории «вероятность»
Гуманитарный вестник
# 11·2017 11
или индуктивная вероятность
c
(
h
&
e
), трактуемая им как степень выво-
димости одного высказывания (
h
) из другого (
е
), рассматривается в ка-
честве прямого аналога основного отношения дедуктивной логики —
логической импликации. «Я думаю, — писал он в одной из своих по-
следних работ, — что вероятность может рассматриваться как ча-
стичная логическая импликация... Индуктивная логика, подобно де-
дуктивной, имеет отношение исключительно к рассматриваемым
утверждениям, а не к фактам природы. С помощью логического ана-
лиза гипотезы
h
и свидетельства
е
мы заключаем, что
h
логически
имплицирует
е
не полностью, а лишь частично и в такой-то степени»
[7, c. 76]. Согласно Карнапу, дедуктивная логика является лишь част-
ным случаем индуктивной логики. Первая имеет место тогда, когда
(
h
,
е
) равно либо 1, либо 0, т. е. когда гипотеза либо логически имп-
лицируется данными, либо противоречит им. В других же случаях
дедуктивная логика неприменима. Здесь вступает в силу индуктивная
логика, которая призвана точно определить степень частичной выво-
димости гипотезы из данных.
Стремление Карнапа построить индуктивную (вероятностную)
логику первоначально имело вполне определенную цель: найти ме-
тод, с помощью которого можно было бы градуировать различные
гипотезы и теории по степени их поддержки эмпирическими данны-
ми и использовать эту информацию при решении вопроса о степени
их предпочтительности. Этот взгляд во многом был мотивирован фи-
лософскими взглядами Карнапа, его логико-эмпирическими установ-
ками. Согласно этим установкам:
1) единственно научным основанием принятия законов и теорий
должно быть их соответствие эмпирическим данным;
2) процесс принятия научных законов и теорий может быть рацио-
нально реконструирован средствами логики.
Реализация этой программы обнаружила, однако, ее утопичность
как в собственно логическом, так и особенно в философском плане.
Она столкнулась с целым рядом принципиальных трудностей, среди
которых можно назвать следующие:
1) теория логической вероятности (или индуктивная логика) была
построена Карнапом только для весьма простых языков, включаю-
щих в себя лишь одноместные предикаты (термины, обозначающие
свойства, но не отношения). Принципиально открытым остался во-
прос: а возможно ли построение логической теории подтверждения
для более богатых языков, включающих в себя отношения, ведь
именно на таком языке формулируется большинство утверждений
науки и, в частности, ее законы;
2) карнаповская теория подтверждения дает различные значения
степени подтверждения одной и той же гипотезы по отношению к