Previous Page  11 / 27 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 27 Next Page
Page Background

Методологический анализ категории «вероятность»

Гуманитарный вестник

# 11·2017 11

или индуктивная вероятность

c

(

h

&

e

), трактуемая им как степень выво-

димости одного высказывания (

h

) из другого (

е

), рассматривается в ка-

честве прямого аналога основного отношения дедуктивной логики —

логической импликации. «Я думаю, — писал он в одной из своих по-

следних работ, — что вероятность может рассматриваться как ча-

стичная логическая импликация... Индуктивная логика, подобно де-

дуктивной, имеет отношение исключительно к рассматриваемым

утверждениям, а не к фактам природы. С помощью логического ана-

лиза гипотезы

h

и свидетельства

е

мы заключаем, что

h

логически

имплицирует

е

не полностью, а лишь частично и в такой-то степени»

[7, c. 76]. Согласно Карнапу, дедуктивная логика является лишь част-

ным случаем индуктивной логики. Первая имеет место тогда, когда

(

h

,

е

) равно либо 1, либо 0, т. е. когда гипотеза либо логически имп-

лицируется данными, либо противоречит им. В других же случаях

дедуктивная логика неприменима. Здесь вступает в силу индуктивная

логика, которая призвана точно определить степень частичной выво-

димости гипотезы из данных.

Стремление Карнапа построить индуктивную (вероятностную)

логику первоначально имело вполне определенную цель: найти ме-

тод, с помощью которого можно было бы градуировать различные

гипотезы и теории по степени их поддержки эмпирическими данны-

ми и использовать эту информацию при решении вопроса о степени

их предпочтительности. Этот взгляд во многом был мотивирован фи-

лософскими взглядами Карнапа, его логико-эмпирическими установ-

ками. Согласно этим установкам:

1) единственно научным основанием принятия законов и теорий

должно быть их соответствие эмпирическим данным;

2) процесс принятия научных законов и теорий может быть рацио-

нально реконструирован средствами логики.

Реализация этой программы обнаружила, однако, ее утопичность

как в собственно логическом, так и особенно в философском плане.

Она столкнулась с целым рядом принципиальных трудностей, среди

которых можно назвать следующие:

1) теория логической вероятности (или индуктивная логика) была

построена Карнапом только для весьма простых языков, включаю-

щих в себя лишь одноместные предикаты (термины, обозначающие

свойства, но не отношения). Принципиально открытым остался во-

прос: а возможно ли построение логической теории подтверждения

для более богатых языков, включающих в себя отношения, ведь

именно на таком языке формулируется большинство утверждений

науки и, в частности, ее законы;

2) карнаповская теория подтверждения дает различные значения

степени подтверждения одной и той же гипотезы по отношению к