Постсекулярное общество и религия: О необходимости взаимодействия…
Гуманитарный вестник
# 9·2017 7
и организациями, официально действующими на территории страны.
Ценности различных народов Российской Федерации должны
находиться в одном культурно-аксиологическом поле и быть признан-
ными, равноценными по отношению друг к другу. Именно такая
позиция должна формироваться у молодого поколения, которому
предстоит работать на благо мира в многокультурном и многоре-
лигиозном государстве.
Существующее социокультурное многообразие при всей его
сложности имеет положительное значение для современного
образования. Коммуникации в глобализирующемся мире имеют меж-
культурный характер, и в них всегда будут фиксироваться непохожесть,
различимость, возможности отторжения и интеграции. Внутренний мир
субъектов наполнен реалиями и ценностями других культур и других
социумов, которые индивидуализируются, преобразовываются в
свои
,
оригинальные, или
чужие
, непринимаемые, отторгаемые. Российский
философ П.К. Гречко отмечал, что человеческая коммуникация есть
«диалог различий» и коммуникации существуют только там, где есть
коннотации и различия [10].
С учетом многообразия коммуникационных отношений современ-
ного мира видится прагматичным введение преподавания специальных
философско-религиозных и религиозно-культурологических дисциплин
в образовательные программы высшей школы.
Рациональный
содержательный анализ
должен стать главным принципом в их
преподавании. Современное состояние российского образования
находится в стадии реформирования, и в этом процессе должны быть
учтены все актуальные проблемы социума [11], в том числе
относящиеся к духовной культуре. Введение в высшее образование
спецкурсов философско-религиозного характера могло бы внести
созидательный вклад в формирование ценностей, духовных убеждений,
глубокой мировоззренческой позиции у обучающихся и углубить их
знания в области истории и теории религиозных традиций [12].
Уместно в этом плане взаимодействие с богословами и предста-
вителями традиционных религий, обладающих опытом препода-
вательской и исследовательской деятельности.
Следует отметить, что после значительных изменений,
произошедших в российском обществе за короткий период после
1990-х гг., из сферы образовательного пространства во многом
исчезли понятия нравственных, моральных императивов поведения
человека. Образовательный процесс стал полностью расходиться с
процессом воспитания. Функционируя столетиями в предшест-
вующих периодах развития российского общества, исконно
отечественные культурные формы и идеалы работают сегодня на
научно-интеллектуальном уровне и остаются чем-то внешним по