Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

О.В. Чистякова

2

Гуманитарный вестник

# 9·2017

витки всевозможных реформ и нововведений, которые не подверга-

ются широкому общественному обсуждению, но которым, тем не

менее, человек обязан подчиняться.

Рассматривая взаимоотношения религии и образования, автор

статьи не имеет в виду какую-то определенную религию или кон-

кретную церковь. В понятие религии заложен широкий философский

смысл, отражающий социокультурную значимость того или иного

вероисповедания. Автор говорит о религии как о

социальном фено-

мене

, возрастающее внимание к которому представляется очевидным

фактом, а этически корректное использование этого феномена может

привнести положительное содержание как в образовательный про-

цесс российских вузов, так и в решение важнейших гуманитарных

проблем общества в целом.

Рационализация секулярного общества как диалог веры и

разума.

Общественная жизнь сегодня все более похожа на спектак-

леобразную (Ги Дебор) с усиливающимися тенденциями растворения

уникальных черт личности и унификации индивидуального начала,

процессами деинституциализации социальных структур позднего

модерна, умноженных действием массмедиа и созданием медиатизи-

рованной иллюзорной реальности, воспринимаемой человеком в ка-

честве истинной и объективной. Вышеназванные характеристики со-

циума (как российского, так и западного) усиливаются утратой чув-

ства устойчивости и защищенности жизни субъекта и его семьи. Все

это постепенно приводит к вытеснению сакральных форм культуры и

духовного бытия на второй план. Однако религия в условиях секуля-

ризации неминуемо стремится занять то поле, которое оказывается

свободным, а именно личностное пространство современного чело-

века, потерявшего опору и вынужденного подчиняться как внешним,

так и внутренним факторам быстротекущего бытия.

Религия находит свое место не только в трансцендентальной

сфере, но и в реальных социальных отношениях. Причем это имеет

место именно в обществах, казалось бы, намеренно вытесняющих

религию из своих структур и отчуждающих веру от индивида. По-

этому роль религии сегодня нельзя недооценивать, даже если рас-

суждать с позиции невоцерковленного человека. Надо уметь видеть

позитивное в религии, то ценностно-значимое, что обусловливает со-

циокультурную идентификацию каждого человека. [1, р. 1192]. По

мнению автора, чем более

секуляризировано общество, тем более

повышенного внимания требует религиозная сторона жизни

, тем с

большей долей рациональности следует относиться к религиозной

вере, религиозному самосознанию индивидов. Это актуально не

только для российского общества, но и для любого социума, охва-

ченного постсекуляризационными процессами.