О.В. Чистякова
2
Гуманитарный вестник
# 9·2017
витки всевозможных реформ и нововведений, которые не подверга-
ются широкому общественному обсуждению, но которым, тем не
менее, человек обязан подчиняться.
Рассматривая взаимоотношения религии и образования, автор
статьи не имеет в виду какую-то определенную религию или кон-
кретную церковь. В понятие религии заложен широкий философский
смысл, отражающий социокультурную значимость того или иного
вероисповедания. Автор говорит о религии как о
социальном фено-
мене
, возрастающее внимание к которому представляется очевидным
фактом, а этически корректное использование этого феномена может
привнести положительное содержание как в образовательный про-
цесс российских вузов, так и в решение важнейших гуманитарных
проблем общества в целом.
Рационализация секулярного общества как диалог веры и
разума.
Общественная жизнь сегодня все более похожа на спектак-
леобразную (Ги Дебор) с усиливающимися тенденциями растворения
уникальных черт личности и унификации индивидуального начала,
процессами деинституциализации социальных структур позднего
модерна, умноженных действием массмедиа и созданием медиатизи-
рованной иллюзорной реальности, воспринимаемой человеком в ка-
честве истинной и объективной. Вышеназванные характеристики со-
циума (как российского, так и западного) усиливаются утратой чув-
ства устойчивости и защищенности жизни субъекта и его семьи. Все
это постепенно приводит к вытеснению сакральных форм культуры и
духовного бытия на второй план. Однако религия в условиях секуля-
ризации неминуемо стремится занять то поле, которое оказывается
свободным, а именно личностное пространство современного чело-
века, потерявшего опору и вынужденного подчиняться как внешним,
так и внутренним факторам быстротекущего бытия.
Религия находит свое место не только в трансцендентальной
сфере, но и в реальных социальных отношениях. Причем это имеет
место именно в обществах, казалось бы, намеренно вытесняющих
религию из своих структур и отчуждающих веру от индивида. По-
этому роль религии сегодня нельзя недооценивать, даже если рас-
суждать с позиции невоцерковленного человека. Надо уметь видеть
позитивное в религии, то ценностно-значимое, что обусловливает со-
циокультурную идентификацию каждого человека. [1, р. 1192]. По
мнению автора, чем более
секуляризировано общество, тем более
повышенного внимания требует религиозная сторона жизни
, тем с
большей долей рациональности следует относиться к религиозной
вере, религиозному самосознанию индивидов. Это актуально не
только для российского общества, но и для любого социума, охва-
ченного постсекуляризационными процессами.