Постсекулярное общество и религия: О необходимости взаимодействия…
Гуманитарный вестник
# 9·2017 5
зывают к диалогу, чтобы получить духовное возрождение и теоретиче-
ское обновление [5, с. 680]. Словацкий философ подчеркивает, что
только диалог веры и разума может универсализировать мир, дать воз-
можность человеку постигать его на основах рационального
баланса
между ними, учитывая достижения и условия современности [5].
Сфера социального и религиозного бытия сегодня как никогда
требует рационализации. Следует отметить, что некоторое движение
в этой сфере уже происходит в России. Теология вернулась в россий-
ские университеты, первоначально в виде специальности, входящей в
номенклатуру Министерства образования и науки РФ, затем как об-
разовательная программа подготовки бакалавров. В какой-то мере, по
мнению автора, это восполняет тот вакуум, который имеется между
обществом, государственными структурами и религиозными органи-
зациями. Предпринятый шаг рационален
в своей сущности, так как
уже несколько лет ведется подготовка квалифицированных специа-
листов в сфере религиоведения, теологической рефлексии, сравни-
тельного анализа религий, религиозной антропологии. Тем самым в
конструктивном ключе задан дискурс о взаимодействии религиозных
организаций и образовательных учреждений, структур гражданского
общества и деноминаций.
Современные общества, охваченные постмодернизационными
процессами, испытывают влияние технократизации и сильнейшего
манипуляционного воздействия массмедиа [6]. Становлению таких
обществ сопутствуют трансформационные изменения к сложноорга-
низованной, но деинституциализированной целостности, усиленной
кризисом культурной идентичности и возможностей персональной
идентификации в поликультурных обществах. Подчеркнем, что про-
блемы, связанные с этнокультурной и религиозной идентификацией,
неминуемо ведут к кризисным явлениям не только в структурах со-
циальных институтов какого-либо государства, но и в
самих
религи-
озных организациях традиционных конфессий и деноминаций [7].
Религиозность и образование в постсекулярном обществе.
Современная эпоха иногда обозначается как
постсекулярная
, опре-
деляемая устойчивыми и даже расширяющимися типологическими
характеристиками
нерелигиозности
сегодняшнего мира. Канадскому
философу Ч. Тейлору принадлежит одна из самых глубоких работ в
указанном контексте, где выделены следующие сущностные при-
знаки постсекулярной эпохи: обмирщение общественного простран-
ства, упадок веры и религиозных практик, существование феномена
неверия
как наиболее распространенного и жизнеспособного выбора
человека в определенных социокультурных условиях [8].
Согласно канадскому философу Ч. Тейлору, еще в эпоху модерна
все, что относилось к религиозной сфере — литургия, обряды и це-
ремонии, богослужения, организация прихожан, — сосредотачива-