Previous Page  5 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 14 Next Page
Page Background

Постсекулярное общество и религия: О необходимости взаимодействия…

Гуманитарный вестник

# 9·2017 5

зывают к диалогу, чтобы получить духовное возрождение и теоретиче-

ское обновление [5, с. 680]. Словацкий философ подчеркивает, что

только диалог веры и разума может универсализировать мир, дать воз-

можность человеку постигать его на основах рационального

баланса

между ними, учитывая достижения и условия современности [5].

Сфера социального и религиозного бытия сегодня как никогда

требует рационализации. Следует отметить, что некоторое движение

в этой сфере уже происходит в России. Теология вернулась в россий-

ские университеты, первоначально в виде специальности, входящей в

номенклатуру Министерства образования и науки РФ, затем как об-

разовательная программа подготовки бакалавров. В какой-то мере, по

мнению автора, это восполняет тот вакуум, который имеется между

обществом, государственными структурами и религиозными органи-

зациями. Предпринятый шаг рационален

в своей сущности, так как

уже несколько лет ведется подготовка квалифицированных специа-

листов в сфере религиоведения, теологической рефлексии, сравни-

тельного анализа религий, религиозной антропологии. Тем самым в

конструктивном ключе задан дискурс о взаимодействии религиозных

организаций и образовательных учреждений, структур гражданского

общества и деноминаций.

Современные общества, охваченные постмодернизационными

процессами, испытывают влияние технократизации и сильнейшего

манипуляционного воздействия массмедиа [6]. Становлению таких

обществ сопутствуют трансформационные изменения к сложноорга-

низованной, но деинституциализированной целостности, усиленной

кризисом культурной идентичности и возможностей персональной

идентификации в поликультурных обществах. Подчеркнем, что про-

блемы, связанные с этнокультурной и религиозной идентификацией,

неминуемо ведут к кризисным явлениям не только в структурах со-

циальных институтов какого-либо государства, но и в

самих

религи-

озных организациях традиционных конфессий и деноминаций [7].

Религиозность и образование в постсекулярном обществе.

Современная эпоха иногда обозначается как

постсекулярная

, опре-

деляемая устойчивыми и даже расширяющимися типологическими

характеристиками

нерелигиозности

сегодняшнего мира. Канадскому

философу Ч. Тейлору принадлежит одна из самых глубоких работ в

указанном контексте, где выделены следующие сущностные при-

знаки постсекулярной эпохи: обмирщение общественного простран-

ства, упадок веры и религиозных практик, существование феномена

неверия

как наиболее распространенного и жизнеспособного выбора

человека в определенных социокультурных условиях [8].

Согласно канадскому философу Ч. Тейлору, еще в эпоху модерна

все, что относилось к религиозной сфере — литургия, обряды и це-

ремонии, богослужения, организация прихожан, — сосредотачива-