Постсекулярное общество и религия: О необходимости взаимодействия…
Гуманитарный вестник
# 9·2017 3
XXI в., к сожалению, полон событий, в которых религия стала
фактором, способствующим разжиганию войны, конфликтов или це-
пи террористических актов. Так ли это на самом деле? Содействует
ли религия возникновению напряженности, неприязни людей к дру-
гим этнокультурам или, наоборот, может предвосхищать социальное
насилие и конфликты, устанавливать миролюбивые, толерантные
межрелигиозные и этнокультурные взаимоотношения?
Традиционные религии, изначально основанные на ценностно-
антропологических и глубоких моральных идеях, сами по себе не вы-
зывают этнокультурных, социальных, межрелигиозных конфликтов и
взрывов. Религия априори своей теоретической обусловленностью не
только не вызывает социальной напряженности и насилия, но и про-
тиворечит им, противопоставляя насилию высокую мораль и духов-
ные ценности. В связи со сказанным представляется, что одна из
главных и неотложных целей современного общества — это
рацио-
нализация
взаимоотношений
религиозных организаций с социаль-
ными институтами Российской Федерации, прежде всего с образова-
тельными учреждениями, что предполагает
включение
религии в со-
циальную жизнедеятельность на тех же
рациональных
основаниях
[2]. Официально зарегистрированные в органах региональной власти
религиозные структуры, организации и объединения необходимо
рассматривать сегодня как перспективную духовную силу в установ-
лении цивилизованных отношений в обществе и, что особенно важ-
но, как современный социальный институт, способный предот-
вратить проявление и осуществление различного рода социальных и
этнокультурных конфликтов, а также уменьшить последствия в слу-
чае их возникновения.
Если подходить к проблеме рационально, то ясно, что диалог
общества и религий актуален, несмотря на углубляющуюся секуля-
ризацию. Религиозные организации и объединения
различных
веро-
исповеданий следует вовлекать в реальные социальные процессы со-
временной России. Подчеркнем, что речь идет о взаимодействии в
гуманитарно-образовательной и культурной сферах, о помощи церк-
вей в
социальной
области, а также там, где назревают межэтнические
конфликты и противоречия с целью их предотвращения, но не в сфе-
рах, связанных с политическим управлением, федеральной или реги-
ональной властью.
Духовные основоположения религии изначально противоречат
смыслам насилия, социальной деструкции, и именно поэтому они мо-
гут содействовать процессу
рационализации общественного бытия
на основах мирного и свободного существования человека, толерант-
ного и творческого взаимоотношения людей различных культур и
этносов [3]. Религия не столь отдалена от рационального, сколь часто
ее пытаются вытеснить из этого пространства.