Previous Page  3 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 14 Next Page
Page Background

Постсекулярное общество и религия: О необходимости взаимодействия…

Гуманитарный вестник

# 9·2017 3

XXI в., к сожалению, полон событий, в которых религия стала

фактором, способствующим разжиганию войны, конфликтов или це-

пи террористических актов. Так ли это на самом деле? Содействует

ли религия возникновению напряженности, неприязни людей к дру-

гим этнокультурам или, наоборот, может предвосхищать социальное

насилие и конфликты, устанавливать миролюбивые, толерантные

межрелигиозные и этнокультурные взаимоотношения?

Традиционные религии, изначально основанные на ценностно-

антропологических и глубоких моральных идеях, сами по себе не вы-

зывают этнокультурных, социальных, межрелигиозных конфликтов и

взрывов. Религия априори своей теоретической обусловленностью не

только не вызывает социальной напряженности и насилия, но и про-

тиворечит им, противопоставляя насилию высокую мораль и духов-

ные ценности. В связи со сказанным представляется, что одна из

главных и неотложных целей современного общества — это

рацио-

нализация

взаимоотношений

религиозных организаций с социаль-

ными институтами Российской Федерации, прежде всего с образова-

тельными учреждениями, что предполагает

включение

религии в со-

циальную жизнедеятельность на тех же

рациональных

основаниях

[2]. Официально зарегистрированные в органах региональной власти

религиозные структуры, организации и объединения необходимо

рассматривать сегодня как перспективную духовную силу в установ-

лении цивилизованных отношений в обществе и, что особенно важ-

но, как современный социальный институт, способный предот-

вратить проявление и осуществление различного рода социальных и

этнокультурных конфликтов, а также уменьшить последствия в слу-

чае их возникновения.

Если подходить к проблеме рационально, то ясно, что диалог

общества и религий актуален, несмотря на углубляющуюся секуля-

ризацию. Религиозные организации и объединения

различных

веро-

исповеданий следует вовлекать в реальные социальные процессы со-

временной России. Подчеркнем, что речь идет о взаимодействии в

гуманитарно-образовательной и культурной сферах, о помощи церк-

вей в

социальной

области, а также там, где назревают межэтнические

конфликты и противоречия с целью их предотвращения, но не в сфе-

рах, связанных с политическим управлением, федеральной или реги-

ональной властью.

Духовные основоположения религии изначально противоречат

смыслам насилия, социальной деструкции, и именно поэтому они мо-

гут содействовать процессу

рационализации общественного бытия

на основах мирного и свободного существования человека, толерант-

ного и творческого взаимоотношения людей различных культур и

этносов [3]. Религия не столь отдалена от рационального, сколь часто

ее пытаются вытеснить из этого пространства.