Previous Page  10 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 14 Next Page
Page Background

О.В. Чистякова

10

Гуманитарный вестник

# 9·2017

которые можно отнести к постсекулярным. По сути, положительные

свойства восточнопатристического дискурса в его философском осмыс-

лении — независимость от государственно-официальных, полити-

ческих, экономических установок и положений. Это делает его объек-

тивным знанием, ценность которого неоспорима, но практически еще

не реализована. Философская рефлексия может восполнить этот пробел.

Образование и воспитание молодого поколения, выстраиваю-

щиеся на этих концептах, по мнению автора, более эффективны, чем

формализация образовательного процесса и технологизация гумани-

тарной среды.

Межкультурный и межрелигиозный диалог с

Другим.

В

настоящее время потенциально актуализирующаяся роль традиционных

религий и конфессий может оказаться очень значимой для

персонального экзистенциального опыта

человека. Какой бы степени

светскости общество ни достигло на данный период развития, религия в

многообразии бытия становится одним из источников индивидуальной

идентификации, и в этом плане она не только предлагает субъекту идею

Другого,

но и намечает пути взаимодействия

с

Другим

.

Другой

— это

человек не только иной культуры, иной социальной среды, но и

иного

понимания Бога. В религиозном мировоззрении

Другой

для чело-

века — это и есть

Бог

.

Современный польский профессор социологии и медиа Л. Ду-

цзевски отмечает, что в западном мире наличествует кризис Бога.

В связи с этим он призывает говорить о Боге менее доктринально, но

в более экзистенциальном ракурсе, с тем чтобы создавать новые

формы культуры, искусства и образования для их большего взаимо-

действия и открытости [14]. В действительности философ поднимает

проблему недостатка Бога в обмирщенном обществе, поскольку без

идеи Бога как

Другого

и сам человек не может быть глубоко осмыс-

лен. Секулярность, по сути, есть некоторая превращенная форма ре-

лигиозности. Какой бы характер ни носило светское общество, люди

всегда будут искать

Другого

, который поможет найти и осознать

себя

в быстротекущих трансформациях постмодерна и той неустроенно-

сти, зачастую потери смысла жизни, которые сопровождают человека

в этих условиях [15].

Представляется, что религия во многом снимает

отчуждение

человека от

Другого

(субъекта) в результате их взаимодействия.

Благодаря религиозным коммуникациям люди преодолевают

меж-

культурные и поведенческие различия, недопонимание, отчужден-

ность. Талантливый испанский философ XIX — начала ХХ в.

М. Унамуно отмечал, что для осознания своего

Я

требуется глубокое

понимание

Бога

. Бог есть идея, которая помогает постигать мир и себя.

Бог

есть

Другой

, но без него человек не способен обладать знанием

своей самости (своего

Я

). Без понимания инобытия

Другого

, его