О.В. Чистякова
10
Гуманитарный вестник
# 9·2017
которые можно отнести к постсекулярным. По сути, положительные
свойства восточнопатристического дискурса в его философском осмыс-
лении — независимость от государственно-официальных, полити-
ческих, экономических установок и положений. Это делает его объек-
тивным знанием, ценность которого неоспорима, но практически еще
не реализована. Философская рефлексия может восполнить этот пробел.
Образование и воспитание молодого поколения, выстраиваю-
щиеся на этих концептах, по мнению автора, более эффективны, чем
формализация образовательного процесса и технологизация гумани-
тарной среды.
Межкультурный и межрелигиозный диалог с
Другим.
В
настоящее время потенциально актуализирующаяся роль традиционных
религий и конфессий может оказаться очень значимой для
персонального экзистенциального опыта
человека. Какой бы степени
светскости общество ни достигло на данный период развития, религия в
многообразии бытия становится одним из источников индивидуальной
идентификации, и в этом плане она не только предлагает субъекту идею
Другого,
но и намечает пути взаимодействия
с
Другим
.
Другой
— это
человек не только иной культуры, иной социальной среды, но и
иного
понимания Бога. В религиозном мировоззрении
Другой
для чело-
века — это и есть
Бог
.
Современный польский профессор социологии и медиа Л. Ду-
цзевски отмечает, что в западном мире наличествует кризис Бога.
В связи с этим он призывает говорить о Боге менее доктринально, но
в более экзистенциальном ракурсе, с тем чтобы создавать новые
формы культуры, искусства и образования для их большего взаимо-
действия и открытости [14]. В действительности философ поднимает
проблему недостатка Бога в обмирщенном обществе, поскольку без
идеи Бога как
Другого
и сам человек не может быть глубоко осмыс-
лен. Секулярность, по сути, есть некоторая превращенная форма ре-
лигиозности. Какой бы характер ни носило светское общество, люди
всегда будут искать
Другого
, который поможет найти и осознать
себя
в быстротекущих трансформациях постмодерна и той неустроенно-
сти, зачастую потери смысла жизни, которые сопровождают человека
в этих условиях [15].
Представляется, что религия во многом снимает
отчуждение
человека от
Другого
(субъекта) в результате их взаимодействия.
Благодаря религиозным коммуникациям люди преодолевают
меж-
культурные и поведенческие различия, недопонимание, отчужден-
ность. Талантливый испанский философ XIX — начала ХХ в.
М. Унамуно отмечал, что для осознания своего
Я
требуется глубокое
понимание
Бога
. Бог есть идея, которая помогает постигать мир и себя.
Бог
есть
Другой
, но без него человек не способен обладать знанием
своей самости (своего
Я
). Без понимания инобытия
Другого
, его