О.В. Чистякова
6
Гуманитарный вестник
# 9·2017
лось в одной церкви. Сейчас такой союз практически невыполним, а
люди могут реализовать свои устремления в самых разнообразных
религиозных организациях. В конце ХХ в. процессы поиска личност-
ной идентификации лишь ускорили разобщение религиозного опыта
и церковных объединений. Современный мир больше не представ-
ляет собой цивилизации, где все аспекты жизни влияли бы на веру (и
наоборот). Поэтому постсекулярное общество сделало невозможным
единство
многообразных граней
самой
религиозной
жизни.
Канадский философ подчеркивает, что величайший вызов для
церкви современной эпохи состоит в
объединении
людей всех жиз-
ненных ориентаций и устремлений, разнообразных взглядов и раз-
личных религий внутри одного сакраментального (священного) со-
юза [9, р. 26].
Подобная цель актуальна и для общества постмодерна, фрагмента-
ция и сегментированность которого не позволяет человеку чувствовать
фундаментальность, устойчивость, гарантированность своих позиций в
общественном бытии. Современный мир многополярен, многообразен,
пронизан конструированием альтернативных путей социальной и лич-
ностной истории, в том числе и в религиозной жизни. Постепенно ухо-
дят в прошлое отживающие формы социального и приходят новые, что
по-разному воспринимается человеком воцерковленным и человеком,
далеким от религии. Для человека светского это — вызов времени,
ожидание изменений, надежда на радикальные перемены. Данный вы-
зов современности порождает многообразие жизненных ориентаций,
перспектив, культурных и гражданских идентичностей, религиозного
опыта — словом, всего того, что называется плюрализмом.
Казалось бы, что в постсекуляризационных обществах вера,
личностная религиозная идентификация должны бы неминуемо
раствориться и исчезнуть. Однако очевидно обратное: «…
параллельно
секуляризационным процессам в обществе складываются совершенно
противоположные тенденции
(курс авт. —
О.Ч
.)
.
Новые образующиеся
социальные институты, сообщества и группы людей вовсе не
исключают существования и даже актуализации теологии, религиозного
многообразия и стремления современного человека к религиозной
самоидентификации наравне с этнической, гражданской, полити-
ческой» [7, с. 45].
Автор убежден, что названные объективные трансформации
необходимо учитывать в образовательном процессе в российских
государственных образовательных учреждениях. Ведь именно духовно-
культурная составляющая сегодняшнего молодого поколения в
недалеком будущем во многом может повлиять на установление и
совершенствование цивилизованных отношений между многообраз-
ными этносами России, а также между религиозными объединениями