Previous Page  4 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 14 Next Page
Page Background

О.В. Чистякова

4

Гуманитарный вестник

# 9·2017

В контексте выражения тревоги самой церкви за усиливающуюся

иррациональность жизни очень показателен текст, фрагмент и обос-

нование которого приведены ниже. Лекция папы Римского Бенедикта

XVI в университете Реденсбурга в 2006 г. на встрече с представите-

лями науки Германии была посвящена соотношению

веры

и

разума

и

концептуальному обоснованию

возврата рациональности

в совре-

менное общество. Бенедикт XVI подчеркивал, что современное ре-

шение вопроса о взаимоотношении веры и разума является частью

религии как таковой, поскольку необходимость рациональности со-

гласуется с самой природой веры. Вера и разум в современных усло-

виях должны идти вместе по новому пути, и если обществу удастся

преодолеть как «самовозложенные, так и навязанные извне ограни-

чения разума в его применении только к эмпирическому опыту» [4],

то тем самым откроются новые более широкие горизонты для разума

и самого общества.

Очевидно, что Бенедикт XVI пытался выделить сферу духовного

религиозного бытия в качестве актуального объекта его рациональ-

ного постижения. Кажется, он намеренно привлекает внимание к то-

му, что рациональность осталась в далеком прошлом: разум как ме-

тодологическое средство теологии и как необходимое основание об-

щества не играет больше главной роли и потерял свою значимость.

В своей лекции глава католической церкви говорил о необходимости

возврата в университеты теологии как дисциплины, ставящей вопрос

о рациональности веры

. Он считает, что западный мир отошел от

греческой рациональности и от греческого духа философствования,

основанного на разуме.

Профессор философии и теолог из Словакии П. Данцак подчер-

кивает значимость речи Бенедикта XVI, в которой отражено глубокое

понимание современного состояния религий и западных культур,

находящихся более в столкновении, нежели в толерантном и миро-

любивом взаимодействии. Все же глава католической церкви отстаи-

вал идею, что

христианская вера

и

западная рациональность

долж-

ны быть

партнерами

в ответе на вопросы, возникающие из по-

нимания сущностной трансцендентности человека, его высокой роли

и назначения в мире. Это требует рассмотрения соотношения рели-

гии и разума, поскольку власть критического разума требует обнару-

жения патологии веры (например, религиозного фундаментализма),

однако предполагается, что вера помогает христианству в его пропо-

веднической миссии обличений

ограниченности

разума, возникаю-

щей по причине некоторых иррациональных оснований мира и ин-

терпретирующих его теорий. Например, согласно П. Данцаку, такой

ограниченно-иррациональный характер носит рефлексивное рас-

смотрение абсолютной категории права на жизнь сквозь призму ути-

литаристской полезности. В современных условиях разум и вера при-