О.В. Чистякова
4
Гуманитарный вестник
# 9·2017
В контексте выражения тревоги самой церкви за усиливающуюся
иррациональность жизни очень показателен текст, фрагмент и обос-
нование которого приведены ниже. Лекция папы Римского Бенедикта
XVI в университете Реденсбурга в 2006 г. на встрече с представите-
лями науки Германии была посвящена соотношению
веры
и
разума
и
концептуальному обоснованию
возврата рациональности
в совре-
менное общество. Бенедикт XVI подчеркивал, что современное ре-
шение вопроса о взаимоотношении веры и разума является частью
религии как таковой, поскольку необходимость рациональности со-
гласуется с самой природой веры. Вера и разум в современных усло-
виях должны идти вместе по новому пути, и если обществу удастся
преодолеть как «самовозложенные, так и навязанные извне ограни-
чения разума в его применении только к эмпирическому опыту» [4],
то тем самым откроются новые более широкие горизонты для разума
и самого общества.
Очевидно, что Бенедикт XVI пытался выделить сферу духовного
религиозного бытия в качестве актуального объекта его рациональ-
ного постижения. Кажется, он намеренно привлекает внимание к то-
му, что рациональность осталась в далеком прошлом: разум как ме-
тодологическое средство теологии и как необходимое основание об-
щества не играет больше главной роли и потерял свою значимость.
В своей лекции глава католической церкви говорил о необходимости
возврата в университеты теологии как дисциплины, ставящей вопрос
о рациональности веры
. Он считает, что западный мир отошел от
греческой рациональности и от греческого духа философствования,
основанного на разуме.
Профессор философии и теолог из Словакии П. Данцак подчер-
кивает значимость речи Бенедикта XVI, в которой отражено глубокое
понимание современного состояния религий и западных культур,
находящихся более в столкновении, нежели в толерантном и миро-
любивом взаимодействии. Все же глава католической церкви отстаи-
вал идею, что
христианская вера
и
западная рациональность
долж-
ны быть
партнерами
в ответе на вопросы, возникающие из по-
нимания сущностной трансцендентности человека, его высокой роли
и назначения в мире. Это требует рассмотрения соотношения рели-
гии и разума, поскольку власть критического разума требует обнару-
жения патологии веры (например, религиозного фундаментализма),
однако предполагается, что вера помогает христианству в его пропо-
веднической миссии обличений
ограниченности
разума, возникаю-
щей по причине некоторых иррациональных оснований мира и ин-
терпретирующих его теорий. Например, согласно П. Данцаку, такой
ограниченно-иррациональный характер носит рефлексивное рас-
смотрение абсолютной категории права на жизнь сквозь призму ути-
литаристской полезности. В современных условиях разум и вера при-