Гуманитарный вестник
# 9·2017 1
УДК 130.3:993.28 DOI 10.18698/2306-8477-2017-9-470
Постсекулярное общество и религия:
О необходимости взаимодействия социальных
институтов и религиозных организаций
© О.В. Чистякова
Российский университет дружбы народов, Москва, 117198, Россия
Обоснована необходимость взаимодействия социальных институтов и офици-
ально зарегистрированных организаций традиционных религий в условиях секуляр-
ных процессов российского общества. Рассмотрена идея
рационализации взаимо-
отношений религиозных структур с образовательными учреждениями. Показан
противоречивый процесс углубления секуляризации российского общества при од-
новременной актуализации религии и усиливающемся стремлении людей к религи-
озной самоидентификации наравне с этнической, гражданской, культурной. Пред-
ложена идея единства светского и религиозного знания на основе включения в об-
разовательный процесс дисциплин философско-религиозного направления, в част-
ности, наследия восточнохристианской патристики. Автор убежден, что при
рациональном совмещении изучения исконных отечественных ценностей религиоз-
ной культуры и достояния светских гуманитарных наук будет преодолен разрыв
между образованием и воспитанием, восполнена потеря преемственности соци-
альной памяти поколений, наблюдающаяся в российском обществе в последние
десятилетия.
Ключевые слова:
секуляризация, постсекулярное общество, институт образова-
ния, социальные институты, рационализация, межкультурный диалог, межрели-
гиозные коммуникации, постмодерн, восточнохристианская патристика, воспи-
тание
Актуализация темы взаимодействия религиозных организаций с со-
циальными институтами (прежде всего с образовательными учре-
ждениями) представляется очень важной в современных условиях секу-
ляризации российского общества. Указанное взаимодействие может
иметь эффективный характер при наличии рационального осмысления
и глубокого социально-философского анализа данных условий.
Религиозная сфера, имеющая дело с абсолютно трансцендентным
объектом и не стремящаяся к излишней структурной регламентации
нравственного опыта субъекта, способна достаточно гармонично
восполнить индивидуальную духовную жизнь. Несмотря на обозна-
чившиеся в последние десятилетия тенденции секуляризации (и даже
постсекуляризации) социальной и культурной сфер общества, рели-
гия все больше входит в персональную историю индивида, замещая
некоторым образом жесткие формы управления регулирующей бю-
рократии, декларативную политическую деятельность, бесконечные