Н.В. Кишкин, В.А. Нехамкин
8
Гуманитарный вестник
# 8·2017
Биоцентристские мотивы можно найти в творчестве Ж.Ж. Руссо,
П. Гольбаха, Ж. Ламетри, Ш. Монтескье, иных мыслителей эпохи
Просвещения. Первый из указанных мыслителей прямо призывал че-
ловечество вернуться назад к природе и даже получать образование
исключительно на ее лоне.
В ХХ в. принцип благоговения перед жизнью (навеянный, види-
мо, отдельными положениями учений древнеиндийской философии)
и основанную на нем этическую доктрину, в Европе провозгласил
А. Швейцер. Он исходил из посылки: «Любая этика есть утверждение
жизни, которое основывается на осознаваемом всеми представлении
об угрозе жизни» [18, с. 191]. Под «всеми» Швейцер понимает не
только человечество, но и саму жизнь в любых ее проявлениях. Сущ-
ность данной позиции отражает следующий тезис: «Я есть жизнь, же-
лающая жить. Я есть жизнь среди жизней, желающая жить» [18,
с. 191]. Этическая (ценностная) составляющая, по А. Швейцеру, долж-
на распространиться на всю жизнь (биоту). Такая позиция ведет к от-
казу от доминирования человека над иными формами биологической
жизни, от дихотомии человек — биота к ценностному равноправию
любых проявлений жизни. Таким образом А. Швейцера можно счи-
тать одним из основателей европейского биоцентризма.
Новый импульс данная позиция получает на рубеже XX–XXI вв.
(из-за усиления экологических проблем, стоящих перед человече-
ством). Ее обоснованием (что примечательно само по себе) занялись
ученые-естествоиспытатели. Биолог М.В. Гусев полагал, что челове-
ку надо с детства привить ментальную установку, согласно которой
он «не имеет право поднять руку на то, что создано не им, а приро-
да — не наша безраздельная вотчина» [19, с. 74]. Человечеству следует
ограничивать рост собственного производства и потребления, чтобы
не входить в противоречие с природной средой. Целесообразно даже
запретить людям употреблять в пищу животных, «у которых есть про-
блески сознания» [19, с. 75]. Математик Н.Н. Моисеев полагал, что
стратегию развития человечества надо непременно согласовать «со
стратегией природы» [20, с. 91] и даже предлагал для этого выработать
особый моральный принцип: экологический императив, обеспечива-
ющий будущее людей [20, с. 95]. Таким образом, природа для биоцен-
тристов первична, люди с их интересами и потреблением — вторичны.
Сформулируем положения биоцентризма:
1)
человек живет в природной среде, зависим от нее;
2)
физический и особенно биологический миры — не «безраз-
дельная вотчина» людей, они должны адаптировать свои потребно-
сти под нужды природы;
3)
наука обязана разрабатывать технологии, направленные на со-
хранение богатств окружающей среды, а не их уничтожение;