Previous Page  8 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 18 Next Page
Page Background

Н.В. Кишкин, В.А. Нехамкин

8

Гуманитарный вестник

# 8·2017

Биоцентристские мотивы можно найти в творчестве Ж.Ж. Руссо,

П. Гольбаха, Ж. Ламетри, Ш. Монтескье, иных мыслителей эпохи

Просвещения. Первый из указанных мыслителей прямо призывал че-

ловечество вернуться назад к природе и даже получать образование

исключительно на ее лоне.

В ХХ в. принцип благоговения перед жизнью (навеянный, види-

мо, отдельными положениями учений древнеиндийской философии)

и основанную на нем этическую доктрину, в Европе провозгласил

А. Швейцер. Он исходил из посылки: «Любая этика есть утверждение

жизни, которое основывается на осознаваемом всеми представлении

об угрозе жизни» [18, с. 191]. Под «всеми» Швейцер понимает не

только человечество, но и саму жизнь в любых ее проявлениях. Сущ-

ность данной позиции отражает следующий тезис: «Я есть жизнь, же-

лающая жить. Я есть жизнь среди жизней, желающая жить» [18,

с. 191]. Этическая (ценностная) составляющая, по А. Швейцеру, долж-

на распространиться на всю жизнь (биоту). Такая позиция ведет к от-

казу от доминирования человека над иными формами биологической

жизни, от дихотомии человек — биота к ценностному равноправию

любых проявлений жизни. Таким образом А. Швейцера можно счи-

тать одним из основателей европейского биоцентризма.

Новый импульс данная позиция получает на рубеже XX–XXI вв.

(из-за усиления экологических проблем, стоящих перед человече-

ством). Ее обоснованием (что примечательно само по себе) занялись

ученые-естествоиспытатели. Биолог М.В. Гусев полагал, что челове-

ку надо с детства привить ментальную установку, согласно которой

он «не имеет право поднять руку на то, что создано не им, а приро-

да — не наша безраздельная вотчина» [19, с. 74]. Человечеству следует

ограничивать рост собственного производства и потребления, чтобы

не входить в противоречие с природной средой. Целесообразно даже

запретить людям употреблять в пищу животных, «у которых есть про-

блески сознания» [19, с. 75]. Математик Н.Н. Моисеев полагал, что

стратегию развития человечества надо непременно согласовать «со

стратегией природы» [20, с. 91] и даже предлагал для этого выработать

особый моральный принцип: экологический императив, обеспечива-

ющий будущее людей [20, с. 95]. Таким образом, природа для биоцен-

тристов первична, люди с их интересами и потреблением — вторичны.

Сформулируем положения биоцентризма:

1)

человек живет в природной среде, зависим от нее;

2)

физический и особенно биологический миры — не «безраз-

дельная вотчина» людей, они должны адаптировать свои потребно-

сти под нужды природы;

3)

наука обязана разрабатывать технологии, направленные на со-

хранение богатств окружающей среды, а не их уничтожение;