Previous Page  4 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 18 Next Page
Page Background

Н.В. Кишкин, В.А. Нехамкин

4

Гуманитарный вестник

# 8·2017

новый импульс в классической науке, считали, что человек (уче-

ный) — главный творец научных достижений, испытывающий (изу-

чающий) природу с помощью экспериментального метода. Причем

никакие ограничения этического плана ни по отношению к природе,

ни к другим людям его не связывают. Классическая наука как бы да-

вала в руки человека такую силу, которая позволяла ему не считаться

с интересами неживой природы и обитателями биологического мира,

ставить их ниже себя на иерархической лестнице.

Не следует думать, что антропоцентризм исчез в ХХ в. под влияни-

ем мировых и масштабных гражданских войн, порожденного ими анти-

гуманизма, а также — перехода от классической к неклассической

науке. Хотя указанная позиция также существовала. Отечественный ис-

торик Р.Ю. Виппер написал в 1921 г.: «…Человек становится все слабее

силами… Человек перестал цениться даже как инструмент, он — про-

сто колесо, гайка в машине; часть рабочего материала с самого начала

идет на брак, остальное выбрасывается, когда сотрется» [8, с. 21]. По

такой логике, если отдельный человек — физически слабое существо —

выступает элементом (гайкой) государственной машины, то какой «ме-

рой всех вещей» он может быть?

Антропоцентризм сохранял свое воздействие на умы людей и

в более поздний период ХХ в. Так, А. Печчеи под влиянием антропо-

центризма основал в 1968 г. Римский клуб. Печчеи полагал, что «ны-

нешний глобальный кризис — прямое следствие неспособности че-

ловека подняться до уровня, соответствующего его могучей роли

в мире, осознать свои новые обязанности и ответственность в нем»

[9, с. 73]. Людям следует воспитать в себе соответствующее новой

роли мировоззрение — человеческие качества, которые позволят им,

наконец, взять в свои руки регулирующие функции над любыми си-

стемами, включая природные.

Печчеи не единственный пропагандировал антропоцентризм

в ХХ в. Крупнейший антрополог того времени П.Т. де Шарден, при-

держивающийся христианских воззрений, утверждал: «Центр пер-

спективы — человек. Поэтому к нему следует

в конечном счете

(кур-

сив авт. —

Н.К.

,

В.Н

) сводить всю науку» [10, с. 38]. Известный

в СССР и за его пределами селекционер И.В. Мичурин придал дан-

ной теоретической установке практический смысл: «Мы не можем

ждать милостей у природы. Взять их у нее — наша задача». И хотя

ученый говорил только о выведении новых сортов плодовых деревь-

ев, высказывание превратили в лейтмотив научного поиска в целом,

демонстрировавший силу вооруженного рациональным мышлением

человека.

Виднейший российско-советский естествоиспытатель В.И. Вер-

надский в 1920–1940-е гг., т. е. почти одновременно с Э. Ле-Руа и

П.Т. де Шарденом, создал концепцию ноосферы (сферы разума).