Н.В. Кишкин, В.А. Нехамкин
4
Гуманитарный вестник
# 8·2017
новый импульс в классической науке, считали, что человек (уче-
ный) — главный творец научных достижений, испытывающий (изу-
чающий) природу с помощью экспериментального метода. Причем
никакие ограничения этического плана ни по отношению к природе,
ни к другим людям его не связывают. Классическая наука как бы да-
вала в руки человека такую силу, которая позволяла ему не считаться
с интересами неживой природы и обитателями биологического мира,
ставить их ниже себя на иерархической лестнице.
Не следует думать, что антропоцентризм исчез в ХХ в. под влияни-
ем мировых и масштабных гражданских войн, порожденного ими анти-
гуманизма, а также — перехода от классической к неклассической
науке. Хотя указанная позиция также существовала. Отечественный ис-
торик Р.Ю. Виппер написал в 1921 г.: «…Человек становится все слабее
силами… Человек перестал цениться даже как инструмент, он — про-
сто колесо, гайка в машине; часть рабочего материала с самого начала
идет на брак, остальное выбрасывается, когда сотрется» [8, с. 21]. По
такой логике, если отдельный человек — физически слабое существо —
выступает элементом (гайкой) государственной машины, то какой «ме-
рой всех вещей» он может быть?
Антропоцентризм сохранял свое воздействие на умы людей и
в более поздний период ХХ в. Так, А. Печчеи под влиянием антропо-
центризма основал в 1968 г. Римский клуб. Печчеи полагал, что «ны-
нешний глобальный кризис — прямое следствие неспособности че-
ловека подняться до уровня, соответствующего его могучей роли
в мире, осознать свои новые обязанности и ответственность в нем»
[9, с. 73]. Людям следует воспитать в себе соответствующее новой
роли мировоззрение — человеческие качества, которые позволят им,
наконец, взять в свои руки регулирующие функции над любыми си-
стемами, включая природные.
Печчеи не единственный пропагандировал антропоцентризм
в ХХ в. Крупнейший антрополог того времени П.Т. де Шарден, при-
держивающийся христианских воззрений, утверждал: «Центр пер-
спективы — человек. Поэтому к нему следует
в конечном счете
(кур-
сив авт. —
Н.К.
,
В.Н
) сводить всю науку» [10, с. 38]. Известный
в СССР и за его пределами селекционер И.В. Мичурин придал дан-
ной теоретической установке практический смысл: «Мы не можем
ждать милостей у природы. Взять их у нее — наша задача». И хотя
ученый говорил только о выведении новых сортов плодовых деревь-
ев, высказывание превратили в лейтмотив научного поиска в целом,
демонстрировавший силу вооруженного рациональным мышлением
человека.
Виднейший российско-советский естествоиспытатель В.И. Вер-
надский в 1920–1940-е гг., т. е. почти одновременно с Э. Ле-Руа и
П.Т. де Шарденом, создал концепцию ноосферы (сферы разума).