Previous Page  5 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 18 Next Page
Page Background

Понятие «экоцентризм»: научно-философское содержание

Гуманитарный вестник

# 8·2017 5

Предпосылка такой позиции целиком антропоцентрична и в какой-то

мере предвосхищает идеи Печчеи: «…Человечество, взятое в целом,

становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его

мыслью и трудом, становится вопрос о

перестройке биосферы в ин-

тересах свободно мыслящего человечества как единого целого

. Это

новое состояние биосферы, к которому мы… приближаемся, и есть

“ноосфера”» [11, с. 241]. Как видим, у В.И. Вернадского речь идет о

том, что человечество перестраивает биосферу, исходя только из соб-

ственных интересов. Ведь природные геологические силы, подобные

вулканам, не спрашивают у проживающих рядом людей, извергаться

или нет! Они просто действуют, как считают нужным. Конечно, при-

роду (например, никому не принадлежащие богатства мирового оке-

ана) сохранять нужно, но только для будущих поколений [11, с. 242],

т. е. снова по антропоцентрическим причинам. Наука только помога-

ет человечеству становиться еще более могущественным, чем в про-

шедшие века.

Антропоцентризм в итоге сформировался как мировоззренческая

и научная установка, позволявшая человеку неограниченно преобра-

зовывать природу по своему усмотрению и в собственных интересах,

отражающая его превосходство над природной средой из-за наличия

разума (индивидуального и коллективного). Антропоцентризм по-

рождал следующие мыслительно-практические принципы:

прагматизм (цель человека оправдывает средства, которые он

применял для изучения и совершенствования природы);

инструментализм (взять все у природного мира — главная за-

дача науки и общества);

односторонность (в системе человек — природа первый эле-

мент всегда главный);

бесконечное потребительство (живая и неживая природа —

некая кладовая, из которой людям и обществу можно сколь угодно

долго забирать все необходимое, не давая ничего взамен).

Однако в ХХ в. появились существенные ограничения антропо-

центризма.

Во-первых, исчерпанность природных ресурсов. Как показали пер-

вые исследования Римского клуба (доклад «Пределы роста», 1972 г.),

к 2010–2020 гг. при существовавших темпах потребления оказались бы

близкими к нулю запасы нефти, угля, иных полезных ископаемых. Уче-

ные требовали сокращения использования природных ресурсов со сто-

роны индустриально и постиндустриально развитых стран (прежде все-

го — Запада). Речь шла о границах воздействия человека на природную

среду, невозможности бесконечной эксплуатации ее кладовых. Взять

все от природы, не уничтожив человечество (или, как минимум, суще-

ственно не сократив его численность), оказалось невозможно. В итоге