Понятие «экоцентризм»: научно-философское содержание
Гуманитарный вестник
# 8·2017 7
ет преимущество (доминирование) над социумом и индивидом. В ка-
честве предпосылок концепции приводят определенное тождество
биологических организмов человека и иных существ (некоторые
мыслители — Г. Спенсер, А. Шеффле, П.Ф. Лилиенфельд, В.М. Хво-
стов, Ю.И. Семенов и другие рассматривают общество как особый
социальный или социально-исторический организм [16]); прохожде-
ние любыми природно-социальными субъектами универсального
цикла «рождение — жизнь — смерть»; необходимость использова-
ния людьми природных ресурсов для поддержания жизнедеятельно-
сти (от животной пищи до газа, угля, нефти), потребность в воздухе
для дыхания и т. д. Биоцентристы рассматривали природную среду
как первичную по отношению к человеку, без которой он не может
существовать в физическом смысле, воспроизводить свое социальное
бытие.
Биоцентризм, как и антропоцентризм, начал формироваться еще
в античности. В Древней Индии (VI−V вв. до н. э.) возникло религи-
озно-философское учение джайнизма с принципом
ахимса
, согласно
которому нельзя не только намеренно, но и случайно убить или по-
вредить какое-либо живое существо. Поэтому джайнисты (суще-
ствующие до сих пор) пьют воду через сито, чтобы не тронуть ника-
ких насекомых и, конечно, являются вегетарианцами (полностью от-
казываются от употребления в пищу живых существ, — принцип,
которому частично следуют и современные светские биоцентристы).
В европейской философской традиции биоцентризм развивался
преимущественно через теорию, а не из практики (как на Востоке).
Его исходное проявление можно найти в дефиниции человека как
обычного живого существа. Так, из работы Диогена Лаэртского из-
вестно, что Платон дал определение: «Человек есть животное о двух
ногах, лишенное перьев». В ответ последователь учения киников
Диоген Синопский «ощипал петуха и принес к нему в школу (т. е. на
занятие в Академию Платона —
примеч. авт.
), объявив: “Вот плато-
новский человек!” После этого к определению было добавлено:
“И с широкими ногтями”» [6, с. 246]. Конечно, дефиниция Платона
от такого «уточнения» не стала лучше по содержанию, но ясно, что
для древнегреческого философа человек предстает преимущественно
как биологическое, а не социальное существо. Для Аристотеля, уче-
ника Платона, человек — «существо политическое» («политическое
животное»), т. е. такое живое существо, которое проживает в городе-
государстве (полисе) [17, с. 378]. Для средневекового мыслителя
Аль-Фараби — «смеющееся животное». И даже для философа ХХ в.
Э. Кассирера — «символическое животное». Иными словами, указа-
ния на биологическую природу, ее первичность над социальной, при-
сутствуют во многих дефинициях человека от античности до совре-
менности.