Previous Page  7 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 18 Next Page
Page Background

Понятие «экоцентризм»: научно-философское содержание

Гуманитарный вестник

# 8·2017 7

ет преимущество (доминирование) над социумом и индивидом. В ка-

честве предпосылок концепции приводят определенное тождество

биологических организмов человека и иных существ (некоторые

мыслители — Г. Спенсер, А. Шеффле, П.Ф. Лилиенфельд, В.М. Хво-

стов, Ю.И. Семенов и другие рассматривают общество как особый

социальный или социально-исторический организм [16]); прохожде-

ние любыми природно-социальными субъектами универсального

цикла «рождение — жизнь — смерть»; необходимость использова-

ния людьми природных ресурсов для поддержания жизнедеятельно-

сти (от животной пищи до газа, угля, нефти), потребность в воздухе

для дыхания и т. д. Биоцентристы рассматривали природную среду

как первичную по отношению к человеку, без которой он не может

существовать в физическом смысле, воспроизводить свое социальное

бытие.

Биоцентризм, как и антропоцентризм, начал формироваться еще

в античности. В Древней Индии (VI−V вв. до н. э.) возникло религи-

озно-философское учение джайнизма с принципом

ахимса

, согласно

которому нельзя не только намеренно, но и случайно убить или по-

вредить какое-либо живое существо. Поэтому джайнисты (суще-

ствующие до сих пор) пьют воду через сито, чтобы не тронуть ника-

ких насекомых и, конечно, являются вегетарианцами (полностью от-

казываются от употребления в пищу живых существ, — принцип,

которому частично следуют и современные светские биоцентристы).

В европейской философской традиции биоцентризм развивался

преимущественно через теорию, а не из практики (как на Востоке).

Его исходное проявление можно найти в дефиниции человека как

обычного живого существа. Так, из работы Диогена Лаэртского из-

вестно, что Платон дал определение: «Человек есть животное о двух

ногах, лишенное перьев». В ответ последователь учения киников

Диоген Синопский «ощипал петуха и принес к нему в школу (т. е. на

занятие в Академию Платона —

примеч. авт.

), объявив: “Вот плато-

новский человек!” После этого к определению было добавлено:

“И с широкими ногтями”» [6, с. 246]. Конечно, дефиниция Платона

от такого «уточнения» не стала лучше по содержанию, но ясно, что

для древнегреческого философа человек предстает преимущественно

как биологическое, а не социальное существо. Для Аристотеля, уче-

ника Платона, человек — «существо политическое» («политическое

животное»), т. е. такое живое существо, которое проживает в городе-

государстве (полисе) [17, с. 378]. Для средневекового мыслителя

Аль-Фараби — «смеющееся животное». И даже для философа ХХ в.

Э. Кассирера — «символическое животное». Иными словами, указа-

ния на биологическую природу, ее первичность над социальной, при-

сутствуют во многих дефинициях человека от античности до совре-

менности.