Н.В. Кишкин, В.А. Нехамкин
10
Гуманитарный вестник
# 8·2017
Подобные теоретические и практические аргументы говорят
о том, что биоцентризм как установка научного и обыденного мыш-
ления во многом не адекватен сложившейся ситуации. Однако он
корректнее антропоцентризма объясняет сложный и противоречивый
мир, так как пытается учесть интересы и человека, и природной сре-
ды. Проблема в том, что происходит это опять-таки монистично, пу-
тем механической смены вектора детерминации в системе человек —
природа с первого элемента на второй. Сложившаяся ситуация зако-
номерно приводит ученых и философов не только к курьезам (по-
пытке уйти от антропоцентризма путем запрета людям употреблять в
пищу существ с разумом, близким к человеческому), но и к более се-
рьезным противоречиям. Вместе с тем, положительной стороной
биоцентризма является то, что он вырастает из неклассической
науки, рассматривающей мир плюралистичным, нелинейным.
Таким образом, необходим синтез антропоцентризма и биоцен-
тризма, нейтрализующий отрицательные стороны обеих позиций. Он
находит выражение в категории экоцентризма.
Экоцентризм.
Данное
направление решения проблем в системе
человек — природа возникло во второй половине ХХ в. (хотя наука
экология, на которой он базируется, появилась столетием ранее).
Экоцентризм предполагает совместное гармоничное развитие физи-
ческого, биологического, социального миров. В основе экоцентризма
находится не только неклассическая, но и неонеклассическая (пост-
неклассическая) наука, особенно ее принцип новой рациональности,
декларирующий необходимость поиска оптимальных путей выжива-
ния человечества и природы. Важным аргументом в пользу экоцен-
тризма как практического феномена выступает создание особых эко-
поселений, где горожане стремятся совместить урбанистический
комфорт с жизнью на лоне природы [22]. Эконцентризм как мировоз-
зренческую установку и способ преобразования действительности
принимают и на государственном уровне. Президент РФ В.В. Путин
20 апреля 2017 г. утвердил «Стратегию экологической безопасности
России до 2025 г.», что свидетельствует о появлении особого вида
политических отношений, связанных с вопросами экологии. Также
важно понимать и иной, мировоззренческий, аспект данного подхода:
«В экоцентризме изучается и оценивается не человек, а его миссия
в мире природы глазами “космического разума” человека» [23, с. 123],
т. е. с позиции не только земной, но и космической деятельности.
Впервые в СССР термин «экоцентризм» был употреблен в работе
Ю.А. Школенко «Экологические аспекты обживания космоса» (1983).
Ученый, развивая идеи многих русских космистов начала ХХ столетия
(Н.Ф. Федорова и др.), рассматривал экоцентризм как элемент космиче-
ской экологии, т. е. «дисциплины, изучающей условия длительного или