Previous Page  6 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 18 Next Page
Page Background

Н.В. Кишкин, В.А. Нехамкин

6

Гуманитарный вестник

# 8·2017

контекстуальный фон антропоцентризма в деятельности человека вы-

явил «истинную причину нынешнего глобального (экологического —

прим. авт.

) кризиса как реально обнаруживающийся недостаток нрав-

ственного смысла» [12, с. 12], что способствует переоценке нравствен-

ных основ антропоцентризма в целом.

Во-вторых, логика развития военной техники. Ее применение со-

кращало численность человечества в результате локальных (на что

обратил внимание еще Т. Мальтус в работе 1798 г. «Очерк о законе

народонаселения») и мировых войн. Появление ядерного оружия

позволяло быстро уничтожить самого носителя знаний, источник

воспеваемой В.И. Вернадским геологической силы, ноосферы, т. е.

человека и человечество вместе с их разумом. Наука породила сред-

ство полного самоуничтожения ее творца и окружающей его биосфе-

ры (вплоть до ликвидации планеты Земля)! Поэтому людям (включая

ученых) пришлось искать средства ограничения своего творчества

(в том числе научного) в эволюции военной техники, требовать за-

прета от политиков на ее применение.

В-третьих, развитие науки. Опыты на людях, имевшие место

в ходе Второй мировой войны в нацистской Германии, Японии («От-

ряд 731»), показали, что ученых в их поисках следует ограничивать,

иначе это приведет к антигуманизации самой науки. Правило, со-

гласно которому ученый в процессе познания может игнорировать

любые этические ограничения, вновь продемонстрировало свою без-

нравственную сущность.

В-четвертых, изменения, касающиеся биологической и социаль-

ной природы личности. Человек как биосоциальная структура начал

активно трансформироваться в иное существо. Сегодня подобные

тенденции только усиливаются. Граница между биологическим (при-

родным) и техническими устройствами, внедряемыми в организм че-

ловека, постепенно стирается. Отсюда говорят о киборгизации инди-

вида, постчеловечестве и подобных феноменах [13, 14], свидетель-

ствующих, что человек из меры всех вещей постепенно превращается

в искусственно конструируемый механизм с заменяемыми по необ-

ходимости деталями.

В итоге во второй половине ХХ в. антропоцентризм в науке и

философии сменяется новой мировоззренческой установкой — био-

центризмом.

Биоцентризм.

По мнению М.В. Гусева, биоцентризм — это «ми-

ровоззренческая концепция, рассматривающая каждый организм как

уникальную биологическую ценность, как результат развития биоса»

[15, с. 89]. Однако в более широком смысле биоцентризм — позиция,

согласно которой для ученого и обычного человека природа (причем,

как правило, живая, а не косная) обладает самодостаточностью, име-