Н.В. Кишкин, В.А. Нехамкин
6
Гуманитарный вестник
# 8·2017
контекстуальный фон антропоцентризма в деятельности человека вы-
явил «истинную причину нынешнего глобального (экологического —
прим. авт.
) кризиса как реально обнаруживающийся недостаток нрав-
ственного смысла» [12, с. 12], что способствует переоценке нравствен-
ных основ антропоцентризма в целом.
Во-вторых, логика развития военной техники. Ее применение со-
кращало численность человечества в результате локальных (на что
обратил внимание еще Т. Мальтус в работе 1798 г. «Очерк о законе
народонаселения») и мировых войн. Появление ядерного оружия
позволяло быстро уничтожить самого носителя знаний, источник
воспеваемой В.И. Вернадским геологической силы, ноосферы, т. е.
человека и человечество вместе с их разумом. Наука породила сред-
ство полного самоуничтожения ее творца и окружающей его биосфе-
ры (вплоть до ликвидации планеты Земля)! Поэтому людям (включая
ученых) пришлось искать средства ограничения своего творчества
(в том числе научного) в эволюции военной техники, требовать за-
прета от политиков на ее применение.
В-третьих, развитие науки. Опыты на людях, имевшие место
в ходе Второй мировой войны в нацистской Германии, Японии («От-
ряд 731»), показали, что ученых в их поисках следует ограничивать,
иначе это приведет к антигуманизации самой науки. Правило, со-
гласно которому ученый в процессе познания может игнорировать
любые этические ограничения, вновь продемонстрировало свою без-
нравственную сущность.
В-четвертых, изменения, касающиеся биологической и социаль-
ной природы личности. Человек как биосоциальная структура начал
активно трансформироваться в иное существо. Сегодня подобные
тенденции только усиливаются. Граница между биологическим (при-
родным) и техническими устройствами, внедряемыми в организм че-
ловека, постепенно стирается. Отсюда говорят о киборгизации инди-
вида, постчеловечестве и подобных феноменах [13, 14], свидетель-
ствующих, что человек из меры всех вещей постепенно превращается
в искусственно конструируемый механизм с заменяемыми по необ-
ходимости деталями.
В итоге во второй половине ХХ в. антропоцентризм в науке и
философии сменяется новой мировоззренческой установкой — био-
центризмом.
Биоцентризм.
По мнению М.В. Гусева, биоцентризм — это «ми-
ровоззренческая концепция, рассматривающая каждый организм как
уникальную биологическую ценность, как результат развития биоса»
[15, с. 89]. Однако в более широком смысле биоцентризм — позиция,
согласно которой для ученого и обычного человека природа (причем,
как правило, живая, а не косная) обладает самодостаточностью, име-