Н.В. Кишкин, В.А. Нехамкин
14
Гуманитарный вестник
# 8·2017
в систему косная и живая природа с учетом важности (равности) ин-
тересов каждой, в то время как антропоцентризм абсолютизировал
в этой паре роль человека, биоцентризм — живого мира в целом.
Сейчас, когда экологическое сознание выступает важным требовани-
ем не только для ученых, но и для современного горожанина [31,
с. 15], появляется надежда на положительное взаимодействие ука-
занных противоположностей.
Однако если посмотреть в будущее, то под влиянием трансфор-
маций науки и окружающей людей действительности возможен бу-
дет полный уход от любого центризма. Человек и природа тогда
смогут развиваться как единая система, каковой они и являются на
самом деле, в гармонии друг с другом. В такой перспективе триада
антропоцентризм — биоцентризм — экоцентризм уйдет в прошлое
как изжившая себя. Ведь физический мир лишь задает некие рамки
существования, воспроизводства биологического и социального, ко-
торые нельзя бесконечно нарушать, не уничтожив данную систему
в целом. Когда сегодняшнее положение дел из практического перей-
дет на уровень теории, центром перспективы станут и человек,
и биологические организмы, и косные объекты, к которым, говоря
словами П.Т. де Шардена, придется «свести всю науку» и иное,
находящееся за ее пределами, мировоззрение.
ЛИТЕРАТУРА
Загладин В.В., Фролов И.Т.
Глобальные проблемы современности: науч-
ный и социальный аспекты
. Москва, Международные отношения, 2002,
238 с.
Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология
. Москва, Aca-
demia, 1999, 640 с.
Фролов И.Т.
Философия глобальных проблем
. Москва, Наука, 2004, с. 89–105.
Нехамкин В.А. Основные подходы к решению глобальных проблем: воз-
можности и пределы.
Социум и власть
, 2014, № 4, с. 13–17.
Поиск постурбанистических моделей мироустройства
. Ростов-на-Дону,
Фонд науки и образования, 2016, 295 с.
Диоген Лаэртский.
О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо-
фов
. Москва, Мысль, 1979, 620 с.
Ле Гофф Ж.
Цивилизация средневекового Запада
. Москва, Прогресс, 1992,
376 с.
Виппер Р.Ю.
Кризис исторической науки
. Казань, Гос. изд-во, 1921, 38 с.
Печчеи А.
Человеческие качества
. Москва, Прогресс, 1985, 312 с.
Шарден П.Т.
Феномен человека
. Москва, Наука, 1987, 240 с.
Вернадский В.И.
Научная мысль как планетное явление
. Москва, Наука,
1991, 271 с.
Хрусталев Ю.М. Новая этика современной жизнедеятельности.
Гумани-
тарий: актуальные проблемы науки и образования
, 2012, № 1, с. 6–15.
Малькова Т.П. Киборгизация: философские аспекты исследования симби-
оза человека и техники.
Гуманитарный вестник
, 2017, вып. 4.
DOI: 10.18698/2306-8477-2017-4-426