Previous Page  14 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 18 Next Page
Page Background

Н.В. Кишкин, В.А. Нехамкин

14

Гуманитарный вестник

# 8·2017

в систему косная и живая природа с учетом важности (равности) ин-

тересов каждой, в то время как антропоцентризм абсолютизировал

в этой паре роль человека, биоцентризм — живого мира в целом.

Сейчас, когда экологическое сознание выступает важным требовани-

ем не только для ученых, но и для современного горожанина [31,

с. 15], появляется надежда на положительное взаимодействие ука-

занных противоположностей.

Однако если посмотреть в будущее, то под влиянием трансфор-

маций науки и окружающей людей действительности возможен бу-

дет полный уход от любого центризма. Человек и природа тогда

смогут развиваться как единая система, каковой они и являются на

самом деле, в гармонии друг с другом. В такой перспективе триада

антропоцентризм — биоцентризм — экоцентризм уйдет в прошлое

как изжившая себя. Ведь физический мир лишь задает некие рамки

существования, воспроизводства биологического и социального, ко-

торые нельзя бесконечно нарушать, не уничтожив данную систему

в целом. Когда сегодняшнее положение дел из практического перей-

дет на уровень теории, центром перспективы станут и человек,

и биологические организмы, и косные объекты, к которым, говоря

словами П.Т. де Шардена, придется «свести всю науку» и иное,

находящееся за ее пределами, мировоззрение.

ЛИТЕРАТУРА



Загладин В.В., Фролов И.Т.

Глобальные проблемы современности: науч-

ный и социальный аспекты

. Москва, Международные отношения, 2002,

238 с.



Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология

. Москва, Aca-

demia, 1999, 640 с.



Фролов И.Т.

Философия глобальных проблем

. Москва, Наука, 2004, с. 89–105.



Нехамкин В.А. Основные подходы к решению глобальных проблем: воз-

можности и пределы.

Социум и власть

, 2014, № 4, с. 13–17.



Поиск постурбанистических моделей мироустройства

. Ростов-на-Дону,

Фонд науки и образования, 2016, 295 с.



Диоген Лаэртский.

О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо-

фов

. Москва, Мысль, 1979, 620 с.



Ле Гофф Ж.

Цивилизация средневекового Запада

. Москва, Прогресс, 1992,

376 с.



Виппер Р.Ю.

Кризис исторической науки

. Казань, Гос. изд-во, 1921, 38 с.



Печчеи А.

Человеческие качества

. Москва, Прогресс, 1985, 312 с.



Шарден П.Т.

Феномен человека

. Москва, Наука, 1987, 240 с.



Вернадский В.И.

Научная мысль как планетное явление

. Москва, Наука,

1991, 271 с.



Хрусталев Ю.М. Новая этика современной жизнедеятельности.

Гумани-

тарий: актуальные проблемы науки и образования

, 2012, № 1, с. 6–15.



Малькова Т.П. Киборгизация: философские аспекты исследования симби-

оза человека и техники.

Гуманитарный вестник

, 2017, вып. 4.

DOI: 10.18698/2306-8477-2017-4-426