Previous Page  11 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 18 Next Page
Page Background

Понятие «экоцентризм»: научно-философское содержание

Гуманитарный вестник

# 8·2017 11

постоянного существования человека и организуемого им животного

и растительного мира за пределами Земли» [24, c. 330].

По мысли Ю.А. Школенко, экоцентризм концентрирует в себе

«некоторые элементы антропоцентризма, геоцентризма и организмо-

центризма в экологии», но образует «собственную качественную

определенность» [24, с. 350]. Однако данное понятие выступало для

указанного автора средством решения антропоцентрической задачи:

освоения человеком космического пространства. Тем не менее, сле-

дует отметить, что Ю.А. Школенко видел экоцентризм продолжени-

ем предшествующих категорий, развитием их содержания. С данным

положением нельзя не согласиться.

Выделим характеристики экоцентризма как типа научно-ориен-

тированного мировоззрения.

1.

Высшей ценностью деятельности людей признается коэволю-

ция (совместное гармоничное существование и развитие) в системе

человека и природы.

2.

Поскольку в настоящее время лишь человек является носите-

лем разума (высшие животные обладают зачатками рассудочной дея-

тельности), только он способен к самосознанию и регулированию

своей деятельности. Отсюда экоцентризм выступает антропоцен-

тризмом в снятом виде, или антропоцентризмом усовершенствован-

ным, который представляет «разумное сочетание своей природосо-

причастности и уникальности» [25, с. 224]. Правовое основание дан-

ного тезиса — декларация «Повестка дня на XXI век», принятая

в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей

среде. Главным принципом, на котором базируется указанный доку-

мент, является «признание того, что в центре внимания находятся

люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную

жизнь в гармонии с окружающей природой» [26, с. 38].

3.

Экоцентризм подразумевает создание некоей братской иерар-

хической картины мира, в которой человек осуществляет свою дея-

тельность на основании самоограниченного научного разума. Он не

имеет морального права на безраздельное доминирование над приро-

дой и одновременно «берет на себя всю полноту ответственности за

воздействие на все и всех живущих на планете» [27, с. 19].

4.

Цель взаимодействия в системе человек — природа — удовле-

творение потребностей человека, с одной стороны, и сохранение фи-

зического и биологического миров как самоценных — с другой.

5.

Человечество избрало принцип поведения, более широкий по

содержанию, чем у биоцентристов, — экологический императив, сво-

дящийся к следующей норме: «Правильно и разрешено только то, что

не нарушает существующее в природе равновесие» [28, с. 13]. Данная

норма является выражением биоэтического принципа «не навреди» по

отношению к природным системам.