Понятие «экоцентризм»: научно-философское содержание
Гуманитарный вестник
# 8·2017 11
постоянного существования человека и организуемого им животного
и растительного мира за пределами Земли» [24, c. 330].
По мысли Ю.А. Школенко, экоцентризм концентрирует в себе
«некоторые элементы антропоцентризма, геоцентризма и организмо-
центризма в экологии», но образует «собственную качественную
определенность» [24, с. 350]. Однако данное понятие выступало для
указанного автора средством решения антропоцентрической задачи:
освоения человеком космического пространства. Тем не менее, сле-
дует отметить, что Ю.А. Школенко видел экоцентризм продолжени-
ем предшествующих категорий, развитием их содержания. С данным
положением нельзя не согласиться.
Выделим характеристики экоцентризма как типа научно-ориен-
тированного мировоззрения.
1.
Высшей ценностью деятельности людей признается коэволю-
ция (совместное гармоничное существование и развитие) в системе
человека и природы.
2.
Поскольку в настоящее время лишь человек является носите-
лем разума (высшие животные обладают зачатками рассудочной дея-
тельности), только он способен к самосознанию и регулированию
своей деятельности. Отсюда экоцентризм выступает антропоцен-
тризмом в снятом виде, или антропоцентризмом усовершенствован-
ным, который представляет «разумное сочетание своей природосо-
причастности и уникальности» [25, с. 224]. Правовое основание дан-
ного тезиса — декларация «Повестка дня на XXI век», принятая
в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей
среде. Главным принципом, на котором базируется указанный доку-
мент, является «признание того, что в центре внимания находятся
люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную
жизнь в гармонии с окружающей природой» [26, с. 38].
3.
Экоцентризм подразумевает создание некоей братской иерар-
хической картины мира, в которой человек осуществляет свою дея-
тельность на основании самоограниченного научного разума. Он не
имеет морального права на безраздельное доминирование над приро-
дой и одновременно «берет на себя всю полноту ответственности за
воздействие на все и всех живущих на планете» [27, с. 19].
4.
Цель взаимодействия в системе человек — природа — удовле-
творение потребностей человека, с одной стороны, и сохранение фи-
зического и биологического миров как самоценных — с другой.
5.
Человечество избрало принцип поведения, более широкий по
содержанию, чем у биоцентристов, — экологический императив, сво-
дящийся к следующей норме: «Правильно и разрешено только то, что
не нарушает существующее в природе равновесие» [28, с. 13]. Данная
норма является выражением биоэтического принципа «не навреди» по
отношению к природным системам.