Понятие «экоцентризм»: научно-философское содержание
Гуманитарный вестник
# 8·2017 3
Антропоцентризм.
По мнению авторов, антропоцентризм — это
установка на уровне обыденного сознания и в рамках науки, согласно
которой окружающий мир существует в интересах человека, преоб-
разующего его по собственному усмотрению, а ученый имеет право
свободно исследовать мир любыми средствами.
В первобытные времена человек, как правило, не отделял себя от
природы, даже, как верно указывает Ю.К. Морев, «признавал над со-
бой ее силу» [5, с. 43]. Поэтому фактически об антропоцентризме речь
не шла. Он берет начало в античности, когда люди осознали собствен-
ные возможности по трансформации окружающей действительности,
свое отличие от природного мира. Наиболее точное выражение такая
установка нашла тогда в высказывании древнегреческого философа
Протагора: «Человек есть мера всем вещам — существованию суще-
ствующих и несуществованию несуществующих» [6, с. 375]. Получа-
лось, что без человека, его внимания, данного предмета как бы нет во-
обще. Подобное положение относилось и к природе.
В Средние века антропоцентризм перестает быть доминирующим
типом мировоззрения. Как отмечает Ж. Ле Гофф, «чувство неуверен-
ности — вот что влияло на умы и души людей Средневековья и опре-
деляло их поведение» [7, с. 302]. Отсюда из-за некоторого упадка
науки, техники, образования, частых эпидемий различных болезней
(включая чуму), под влиянием христианской религии, активно пропо-
ведовавшей смирение человека перед Богом (особенно — в Западной
Европе), данная установка уходит на второй план, чтобы выйти на
первое место в период Возрождения и последующие столетия.
Антропоцентризм как теоретический подход может быть условно
разделен на религиозный и светский (включая научный). Сторонники
религиозного антропоцентризма считают, что человек сотворен Бо-
гом с особой миссией, помещен в специальное место, благоприятное
для проживания (рай), но изгнан оттуда исключительно за первород-
ный грех (с надеждой вернуться после Страшного суда). Отметим,
что формально Бог создал человека не первым. В Ветхом Завете, Бы-
тие (1:1), сказано, что «в начале сотворил Бог небо и землю», т. е. фи-
зический мир. Потом — биологических существ (живущих в воде
и земноводных) (Бытие (1:20)). В последнюю очередь «по образу
Нашему и по подобию Нашему» (Бога) создается человек и тут уже
начинается антропоцентризм: «И да владычествуют они (люди —
прим. авт.
) над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над
скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися
по земле» (Бытие (1:26)). Получается, что именно из-за близости
к Богу человек наделяется властью над природным («всею землею»)
и биологическим миром.
Сторонники светского антропоцентризма, появившегося в эпоху
античности, реанимированного в эпоху Возрождения и получившего