Previous Page  3 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 18 Next Page
Page Background

Понятие «экоцентризм»: научно-философское содержание

Гуманитарный вестник

# 8·2017 3

Антропоцентризм.

По мнению авторов, антропоцентризм — это

установка на уровне обыденного сознания и в рамках науки, согласно

которой окружающий мир существует в интересах человека, преоб-

разующего его по собственному усмотрению, а ученый имеет право

свободно исследовать мир любыми средствами.

В первобытные времена человек, как правило, не отделял себя от

природы, даже, как верно указывает Ю.К. Морев, «признавал над со-

бой ее силу» [5, с. 43]. Поэтому фактически об антропоцентризме речь

не шла. Он берет начало в античности, когда люди осознали собствен-

ные возможности по трансформации окружающей действительности,

свое отличие от природного мира. Наиболее точное выражение такая

установка нашла тогда в высказывании древнегреческого философа

Протагора: «Человек есть мера всем вещам — существованию суще-

ствующих и несуществованию несуществующих» [6, с. 375]. Получа-

лось, что без человека, его внимания, данного предмета как бы нет во-

обще. Подобное положение относилось и к природе.

В Средние века антропоцентризм перестает быть доминирующим

типом мировоззрения. Как отмечает Ж. Ле Гофф, «чувство неуверен-

ности — вот что влияло на умы и души людей Средневековья и опре-

деляло их поведение» [7, с. 302]. Отсюда из-за некоторого упадка

науки, техники, образования, частых эпидемий различных болезней

(включая чуму), под влиянием христианской религии, активно пропо-

ведовавшей смирение человека перед Богом (особенно — в Западной

Европе), данная установка уходит на второй план, чтобы выйти на

первое место в период Возрождения и последующие столетия.

Антропоцентризм как теоретический подход может быть условно

разделен на религиозный и светский (включая научный). Сторонники

религиозного антропоцентризма считают, что человек сотворен Бо-

гом с особой миссией, помещен в специальное место, благоприятное

для проживания (рай), но изгнан оттуда исключительно за первород-

ный грех (с надеждой вернуться после Страшного суда). Отметим,

что формально Бог создал человека не первым. В Ветхом Завете, Бы-

тие (1:1), сказано, что «в начале сотворил Бог небо и землю», т. е. фи-

зический мир. Потом — биологических существ (живущих в воде

и земноводных) (Бытие (1:20)). В последнюю очередь «по образу

Нашему и по подобию Нашему» (Бога) создается человек и тут уже

начинается антропоцентризм: «И да владычествуют они (люди —

прим. авт.

) над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над

скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися

по земле» (Бытие (1:26)). Получается, что именно из-за близости

к Богу человек наделяется властью над природным («всею землею»)

и биологическим миром.

Сторонники светского антропоцентризма, появившегося в эпоху

античности, реанимированного в эпоху Возрождения и получившего