Previous Page  9 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 18 Next Page
Page Background

Понятие «экоцентризм»: научно-философское содержание

Гуманитарный вестник

# 8·2017 9

4)

если в рамках научной мысли классического типа интересы че-

ловека носили первичный характер, то в неклассической науке возни-

кает противоположная идея о доминировании в данной паре природы

(в лице биоты).

Однако к такой позиции при всей ее кажущейся логичности

и правильности (человек действительно вышел из природного мира

и без него вряд ли сможет существовать в нынешнем биологическом

виде) возникает ряд претензий.

Во-первых, запрет употреблять в пищу живых существ, имеющих

разум, т. е. близких к человеку. (Фактически речь идет о новой вари-

ации антропоцентризма.)

Во-вторых, с позиций последовательного биоцентризма, уваже-

ние природы, ее интересов, должно идти во все новые сферы: «Нуж-

но запретить использование животных в цирке, можно прогнозиро-

вать инициирование судебных процессов (а такие прецеденты уже

зафиксированы в Америке) по запрещению сбора дикоросов, грибов

и ягод, поскольку они являются продуктами питания для диких жи-

вотных» [21, с. 166]. Сложно представить, до какого абсурда доведет

абсолютизированная отдельными учеными антииерархическая кар-

тина мира.

В-третьих, биолог М.В. Гусев (на момент обоснования концеп-

ции — декан биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)

не предложил перестать проводить научные (порой весьма жестокие)

эксперименты даже над живыми существами с «проблесками созна-

ния», не говоря о менее умных, по меркам людей (крысах, тараканах

и т. д.).

В-четвертых, вторая (социальная) природа человека все дальше

уводит его от живых существ. На фоне уже упомянутой ранее тен-

денции к киборгизации людей призывы как-то механически совме-

стить стратегии человека и природы звучат крайне утопично.

В-пятых, природу можно сколько угодно называть «не нашей

(человеческой —

примеч. авт.

) безраздельной вотчиной», но люди

еще долго будут брать из нее ресурсы для своей жизнедеятельности.

В-шестых, бытие человека зависит не только от биологического

мира (откуда он вышел сам), но и от физического, что убедительно по-

казали, несмотря на отдельные ошибки, в XIX–XX вв. Л.И. Мечников

в работе «Цивилизация и великие исторические реки», А.Л. Чижев-

ский в книге «Космический пульс жизни», Л.Н. Гумилев — в исследо-

вании «Этногенез и биосфера Земли». Кроме того, в концепции

А. Тойнби вызов отдельным цивилизациям, на который они должны

дать ответ, тоже приходит чаще всего от косной природы.

Биоцентристы сосредотачиваются на изучении лишь живого нача-

ла, биоты как константно первичной по отношению к человеку.