Previous Page  12 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 18 Next Page
Page Background

Н.В. Кишкин, В.А. Нехамкин

12

Гуманитарный вестник

# 8·2017

Рассмотренные положения в случае их практической реализации

позволят уйти от значительной части имеющихся противоречий

(проблем) в системе человек — природа.

Экоцентризм активно влияет на научную интерпретацию соци-

альных процессов. Социобиологи (К. Лоренц и иные ученые) рас-

сматривают агрессию («инстинкт борьбы против собратьев по виду»

[29, с. 5]) в качестве феномена, пришедшего в общество из природы.

Однако если в биологическом мире проявления агрессии ограничены

естественными орудиями убийства живых существ (когтями, клыка-

ми и т. д.), то в социуме, обладающем искусственными средствами

уничтожения (от огнестрельных ружей до ядерного оружия), ограни-

чений нет [29, с. 18]. Отсюда для создания равновесия во взаимодей-

ствии человека и природы людям придется найти технологии по

обузданию своей неконтролируемой агрессии.

Экоцентризм позволяет лучше понять и такой особый феномен,

как культурные перекодировки. Здесь государство или отдельные со-

циальные группы отождествляют некоторых индивидов с негативны-

ми, вредными для людей биологическими объектами (тараканами,

крысами, колорадскими жуками, змеями) и таким образом обосновы-

вают необходимость их уничтожения. В японском научно-

исследовательском «Отряде 731» подопытных людей вообще пере-

именовывали в неодушевленный объект — бревна [30]. С позиции

экоцентризма, подобный феномен демонстрирует опасность для самих

людей иерархического (антропоцентрического) разделения природных

существ на «хороших» и «плохих» по прагматическому принципу —

отношению к деятельности человека. Научно-обоснованное отож-

дествления мира неодушевленных и живых существ потенциально ве-

дет к антигуманизму. Если человек может делать что угодно с неоду-

шевленным существом (не считаясь, например, с правами дерева на

существование), видя себя априори выше его, то рано или поздно лю-

ди (включая ученых) перенесут подобную установку уже на биологи-

ческие объекты, а потом — на себе подобных.

Авторы статьи представили различия антропоцентризма, биоцен-

тризма и экоцентризма в приведенной ниже таблице.

Таким образом, под влиянием науки, философии, глобальных

проблем в системе человек — природа, в научно-философской мысли

сформировались три фундаментальных подхода: антропоцентризм,

биоцентризм, экоцентризм.

Следует обратить внимание, что каждая из рассмотренных устано-

вок на взаимоотношения в системе человек — природа базировалась

на определенном типе научного знания. Антропоцентризм — на клас-

сической науке; биоцентризм — на неклассической; экоцентризм —

на неклассической и неонеклассической (постнеклассической). Разу-