Н.В. Кишкин, В.А. Нехамкин
12
Гуманитарный вестник
# 8·2017
Рассмотренные положения в случае их практической реализации
позволят уйти от значительной части имеющихся противоречий
(проблем) в системе человек — природа.
Экоцентризм активно влияет на научную интерпретацию соци-
альных процессов. Социобиологи (К. Лоренц и иные ученые) рас-
сматривают агрессию («инстинкт борьбы против собратьев по виду»
[29, с. 5]) в качестве феномена, пришедшего в общество из природы.
Однако если в биологическом мире проявления агрессии ограничены
естественными орудиями убийства живых существ (когтями, клыка-
ми и т. д.), то в социуме, обладающем искусственными средствами
уничтожения (от огнестрельных ружей до ядерного оружия), ограни-
чений нет [29, с. 18]. Отсюда для создания равновесия во взаимодей-
ствии человека и природы людям придется найти технологии по
обузданию своей неконтролируемой агрессии.
Экоцентризм позволяет лучше понять и такой особый феномен,
как культурные перекодировки. Здесь государство или отдельные со-
циальные группы отождествляют некоторых индивидов с негативны-
ми, вредными для людей биологическими объектами (тараканами,
крысами, колорадскими жуками, змеями) и таким образом обосновы-
вают необходимость их уничтожения. В японском научно-
исследовательском «Отряде 731» подопытных людей вообще пере-
именовывали в неодушевленный объект — бревна [30]. С позиции
экоцентризма, подобный феномен демонстрирует опасность для самих
людей иерархического (антропоцентрического) разделения природных
существ на «хороших» и «плохих» по прагматическому принципу —
отношению к деятельности человека. Научно-обоснованное отож-
дествления мира неодушевленных и живых существ потенциально ве-
дет к антигуманизму. Если человек может делать что угодно с неоду-
шевленным существом (не считаясь, например, с правами дерева на
существование), видя себя априори выше его, то рано или поздно лю-
ди (включая ученых) перенесут подобную установку уже на биологи-
ческие объекты, а потом — на себе подобных.
Авторы статьи представили различия антропоцентризма, биоцен-
тризма и экоцентризма в приведенной ниже таблице.
Таким образом, под влиянием науки, философии, глобальных
проблем в системе человек — природа, в научно-философской мысли
сформировались три фундаментальных подхода: антропоцентризм,
биоцентризм, экоцентризм.
Следует обратить внимание, что каждая из рассмотренных устано-
вок на взаимоотношения в системе человек — природа базировалась
на определенном типе научного знания. Антропоцентризм — на клас-
сической науке; биоцентризм — на неклассической; экоцентризм —
на неклассической и неонеклассической (постнеклассической). Разу-