Previous Page  2 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 18 Next Page
Page Background

Н.В. Кишкин, В.А. Нехамкин

2

Гуманитарный вестник

# 8·2017

Принимая в качестве базовой для исследования позицию В.В. За-

гладина и И.Т. Фролова [1], характерную и для зарубежных ученых,

зафиксируем следующие типы глобальных проблем:

1) интерсоциальные, возникающие в процессе отношений обще-

ственных систем, государств, классов, наций и т. д.;

2) антропосоциальные, проистекающие благодаря взаимодействию

элементов системы человек — общество;

3) природно-социальные, порожденные взаимоотношениями в си-

стеме человек — природа.

Конкретные глобальные проблемы постоянно меняются. Во вто-

рой половине ХХ в. на первый план выходила гонка вооружений меж-

ду сверхдержавами того времени (СССР и США), чреватая ядерной

войной и физическим самоистреблением человечества. Поэтому

предотвращение подобной угрозы выступало основной задачей уче-

ных-глобалистов. В 1990-е гг., после распада СССР, как признают да-

же политики в лице бывшего вице-президента США в 1993–2001 гг.

А. Гора, доминирующей глобальной становится экологическая про-

блема «стремительного разрушения окружающей среды» [2, с. 561]

под влиянием техногенной деятельности человека. Поэтому такой тип

проблем, как природно-социальные, выступает основным среди гло-

бальных.

Конкретный перечень подобных проблем, по мнению В.В. Загла-

дина и И.Т. Фролова [1], сводится к экологическим (преодоление по-

следствий негативного вмешательства деятельности людей в природ-

ную среду, ее загрязнения), энергетическим (сокращения запасов по-

лезных ископаемых и иных ресурсов) и продовольственным (нехватка

продуктов питания в одних местах, избыток — в других). Можно со-

гласиться с И.Т. Фроловым и в том, что решение данных проблем,

тесно связанное «с отношениями человек — природа (проблемы ре-

сурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды)» [3, с. 92],

исключительно важно для человечества.

Конечно, указанные противоречия порождены разными источни-

ками и причинами [4]. Однако в основе возникновения подобных

природно-социальных проблем лежат фундаментальные отношения в

системе человек — природа, претерпевавшие за тысячелетия обще-

ственной истории существенные изменения. Их анализу посвящена

настоящая статья.

По мнению авторов, целесообразно выделить следующие (харак-

терные для философии и науки), говоря языком М. Вебера, идеальные

типы, или модели, взаимоотношения в системе человек — природа.

Первая из них основана на абсолютизации роли людей (антропоцен-

тризм), вторая — природы (биоцентризм), третья модель стремится

к синтезу обоих подходов (экоцентризм).