Н.В. Кишкин, В.А. Нехамкин
2
Гуманитарный вестник
# 8·2017
Принимая в качестве базовой для исследования позицию В.В. За-
гладина и И.Т. Фролова [1], характерную и для зарубежных ученых,
зафиксируем следующие типы глобальных проблем:
1) интерсоциальные, возникающие в процессе отношений обще-
ственных систем, государств, классов, наций и т. д.;
2) антропосоциальные, проистекающие благодаря взаимодействию
элементов системы человек — общество;
3) природно-социальные, порожденные взаимоотношениями в си-
стеме человек — природа.
Конкретные глобальные проблемы постоянно меняются. Во вто-
рой половине ХХ в. на первый план выходила гонка вооружений меж-
ду сверхдержавами того времени (СССР и США), чреватая ядерной
войной и физическим самоистреблением человечества. Поэтому
предотвращение подобной угрозы выступало основной задачей уче-
ных-глобалистов. В 1990-е гг., после распада СССР, как признают да-
же политики в лице бывшего вице-президента США в 1993–2001 гг.
А. Гора, доминирующей глобальной становится экологическая про-
блема «стремительного разрушения окружающей среды» [2, с. 561]
под влиянием техногенной деятельности человека. Поэтому такой тип
проблем, как природно-социальные, выступает основным среди гло-
бальных.
Конкретный перечень подобных проблем, по мнению В.В. Загла-
дина и И.Т. Фролова [1], сводится к экологическим (преодоление по-
следствий негативного вмешательства деятельности людей в природ-
ную среду, ее загрязнения), энергетическим (сокращения запасов по-
лезных ископаемых и иных ресурсов) и продовольственным (нехватка
продуктов питания в одних местах, избыток — в других). Можно со-
гласиться с И.Т. Фроловым и в том, что решение данных проблем,
тесно связанное «с отношениями человек — природа (проблемы ре-
сурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды)» [3, с. 92],
исключительно важно для человечества.
Конечно, указанные противоречия порождены разными источни-
ками и причинами [4]. Однако в основе возникновения подобных
природно-социальных проблем лежат фундаментальные отношения в
системе человек — природа, претерпевавшие за тысячелетия обще-
ственной истории существенные изменения. Их анализу посвящена
настоящая статья.
По мнению авторов, целесообразно выделить следующие (харак-
терные для философии и науки), говоря языком М. Вебера, идеальные
типы, или модели, взаимоотношения в системе человек — природа.
Первая из них основана на абсолютизации роли людей (антропоцен-
тризм), вторая — природы (биоцентризм), третья модель стремится
к синтезу обоих подходов (экоцентризм).