Особенности процессов интеграции и дифференциации в экологии
Гуманитарный вестник
# 8·2017 9
лагается вернуться к прошлой теме, появляются совершенно новые
идеи, а старые принимают более продуманную форму, на третьем се-
ансе происходит то же самое. Члены группы приходят к убеждению о
наличии значительного резерва творчества, но этим процессом необ-
ходимо управлять. Доказано, что группа может эффективно работать
2 года, далее участники начинают предлагать уже озвученные ранее
идеи.
Гибкость при поиске идей и решений.
Этот критерий имеет
большое значение. Креативная группа должна быть обучена не ориен-
тироваться на жесткие формализованные правила обыденного подхо-
да, четко выраженные логические структуры, привычные рассуж-
дения. Это называется психологическая инерция, т. е. шаблонное
мышление. Изобретательский дух неотделим от дерзости и часто вы-
ходит за рамки системы логики. Творческое мышление не может быть
ограничено логической строгостью, иначе исследователь оказывается
в тупике, в ситуации змеи, кусающей свой хвост, он вольно или не-
вольно стремится к выходу из данных логических форм, а значит, пе-
реходит к новым методам, способствующим принятию нестандартных
решений. В системе Ги Азнара существует целая серия методических
приемов для чередования противоположных форм деятельности — ло-
гики и креативности, которые взаимно дополняют друг друга, тесно
связаны между собой, проникают друг в друга. Он подчеркивает, что
нельзя эти два подхода использовать одновременно, а на практике
именно так и бывает чаще всего. В этом случае логика и креативность
блокируют новые идеи, мешают друг другу, так как они противопо-
ложны. Здесь как бы прослеживается наличие процессов интеграции
и дифференциации и их единство. Осознанное чередование этих двух
фаз позволяет выявить подлинное значение каждой из них. Следует
учитывать методические трудности, которые присутствуют на любой
из этих фаз, например силу инерции, т. е. привычный способ решения
проблемы, также иногда препятствуют новому взгляду на задачу хо-
рошие знания в своей области. Не стоит торопиться с принятием ре-
шения, так как если выбран какой-либо вариант, то психологически
отметается возможность рассмотрения других равных вариантов ре-
шений или даже лучших. Тормозящим фактором являются и препят-
ствия культуры: социальное давление, направленное на адаптацию,
а не изменения, подчинение индивида определенным принципам, стиль
поведения в обществе, иерархию, и множество других моментов, кото-
рые представляют определенную культуру, блокирующую личную
инициативу и творчество. В креативной группе на время работы созда-
ется определенная атмосфера, снимающая данные препятствия.
Психологический климат креативной группы.
Этот критерий
имеет особое значение, поскольку коллектив следует ориентировать
на определенную форму общения между его членами, обращая вни-