Н.Н. Бушуев, В.В. Бушуева, Г.В. Черногорцева, А.С. Иванова
10
Гуманитарный вестник
# 8·2017
мание на следующие моменты: каждому быть самим собой, не боять-
ся ошибиться и показаться смешным, высказывать смелые идеи, быть
внимательным, уметь слушать другого, слышать его, реагировать,
исключить речевые фразы, обороты, высказывания, которые разру-
шают общение. Особое внимание Ги Азнар уделяет критике, она
должна быть исключена полностью, так как разрушает творческую
атмосферу. Творческим формам общения обязательно нужно учить.
Как показывает практика, эти простые правила трудно внедряются.
В группе участники должны понимать друг друга уже при зарожде-
нии идеи, схватывать ее, развивать дальше. Каждый принимает уча-
стие в решении проблемы, не должно быть чувства собственности на
свои идеи. «Украсть идею» — должно быть одним из правил в про-
цессе генерирования решений проблемы, ведь идея подготовлена
всей группой, определенной атмосферой уверенности, что решение
обязательно будет найдено, и оно всегда находится, так как суще-
ствует объективно.
Группе не свойственно беспокойное состояние, которое бывает
у творца-одиночки в результате творческого напряжения. Роль груп-
пы заключается в том, чтобы заменить состояние беспокойства абсо-
лютной верой в успех. Такая уверенность приходит быстро, так как
в процессе работы возникает много рациональных идей, что придает
дух победы. Это очень важно, поскольку отсутствие веры в успех или
плохо подобранные участники значительно тормозят процесс творче-
ства. Поэтому следует периодически контролировать и корректиро-
вать данную атмосферу в группе. Хорошо подобранная группа регу-
лярно предлагает новые идеи. Однако иногда другие сотрудники
обращаются к ее участникам за решением тех задач, которые выходят
за рамки их компетенции, что неблагоприятно сказывается на работе
и поэтому недопустимо.
Соревновательный момент.
Очень часто возникает вопрос,
стимулирует ли работу одной группы сравнение с другой? Как пока-
зывает практика, дух соревнования дает незначительный положи-
тельный эффект в течение короткого периода при условии, если это
приобретает характер игры. Как правило, любые сравнения тормозят
работу, создают нетерпимый психологический климат.
Роль руководителя.
Стиль руководства определяется рентабель-
ностью и временем, в течение которого группа должна дать высокие
результаты (через 3 недели или через 3 месяца). Чтобы определить
отдачу, результаты работы, американские психологи провели экспе-
римент, в ходе которого выяснилось, что группы с авторитарным
лидером быстрее достигают лучших результатов. Коллективы с про-
тивоположным стилем руководства (предоставление свободы, само-
стоятельности) вначале имеют самые низкие результаты, но по исте-
чении некоторого времени они догоняют и обгоняют группы