Н.Н. Бушуев, В.В. Бушуева, Г.В. Черногорцева, А.С. Иванова
6
Гуманитарный вестник
# 8·2017
тическом плане при решении проблем различных направлений при-
кладной экологии:
1) принципы отбора участников;
2) мотивация и ее значение;
3) количество участников;
4) график и время работы;
5) гибкость при поиске идей и решений;
6) психологический климат;
7) соревновательный момент в группе;
8) роль руководителя.
Принцип отбора участников.
При наборе участников креатив-
ной группы важным моментом является принцип различия. Чем шире
круг интересов и разнообразнее по составу группа, тем продуктивнее
она будет работать. Новая идея, как правило, возникает на стыке зна-
ний из различных областей, поскольку творческий процесс связан
с генерацией, переработкой и взаимодействием различных знаний.
Другими словами, каждый участник должен обладать широкой эру-
дицией и кругозором. Для хорошей работоспособности группы необ-
ходимо привести к единству многообразие различных характеристик
участников. Далее каждый участник проходит вторичный отбор,
на
котором оцениваются не только его интеллектуальные и личные ка-
чества, но и сможет ли он успешно работать именно в данной группе.
Для этого существуют
специальные методики отбора на совмести-
мость участников. Таким образом, креативная группа должна пред-
ставлять собой не механический набор солистов, пусть даже и очень
талантливых, а гармоничный единый коллектив. В качестве аналогии
единства и целостности группы можно привести сказочного персо-
нажа — дракона с семью головами, подчеркивая, что из группы нель-
зя убрать или добавить ни одного человека, так как каждый выполня-
ет определенную функцию, использует те или иные технические
приемы при поиске решения задач. Отсутствие хотя бы одного члена
группы делает ее неработоспособной, так как это приводит к необхо-
димости изменить положение каждого по отношению к другим. Вся
система группы в результате этого меняется, нарушается единство
целого и части, и группу необходимо обучать заново. Здесь проявля-
ются междисциплинарный, системный, комплексный подходы. За-
мкнутость группы имеет и недостатки, не все участники могут рабо-
тать длительное время одновременно, а срыв сеанса креативности
дорого обходится заказчику.
Таким образом, креативная группа — сформированный по опреде-
ленным методикам творческий коллектив, который характеризуется
единством, целостностью, творческим взаимодействием участников
и выполняет функции поиска новых, нестандартных идей и решений.