Previous Page  6 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 16 Next Page
Page Background

Н.Н. Бушуев, В.В. Бушуева, Г.В. Черногорцева, А.С. Иванова

6

Гуманитарный вестник

# 8·2017

тическом плане при решении проблем различных направлений при-

кладной экологии:

1) принципы отбора участников;

2) мотивация и ее значение;

3) количество участников;

4) график и время работы;

5) гибкость при поиске идей и решений;

6) психологический климат;

7) соревновательный момент в группе;

8) роль руководителя.

Принцип отбора участников.

При наборе участников креатив-

ной группы важным моментом является принцип различия. Чем шире

круг интересов и разнообразнее по составу группа, тем продуктивнее

она будет работать. Новая идея, как правило, возникает на стыке зна-

ний из различных областей, поскольку творческий процесс связан

с генерацией, переработкой и взаимодействием различных знаний.

Другими словами, каждый участник должен обладать широкой эру-

дицией и кругозором. Для хорошей работоспособности группы необ-

ходимо привести к единству многообразие различных характеристик

участников. Далее каждый участник проходит вторичный отбор,

на

котором оцениваются не только его интеллектуальные и личные ка-

чества, но и сможет ли он успешно работать именно в данной группе.

Для этого существуют

специальные методики отбора на совмести-

мость участников. Таким образом, креативная группа должна пред-

ставлять собой не механический набор солистов, пусть даже и очень

талантливых, а гармоничный единый коллектив. В качестве аналогии

единства и целостности группы можно привести сказочного персо-

нажа — дракона с семью головами, подчеркивая, что из группы нель-

зя убрать или добавить ни одного человека, так как каждый выполня-

ет определенную функцию, использует те или иные технические

приемы при поиске решения задач. Отсутствие хотя бы одного члена

группы делает ее неработоспособной, так как это приводит к необхо-

димости изменить положение каждого по отношению к другим. Вся

система группы в результате этого меняется, нарушается единство

целого и части, и группу необходимо обучать заново. Здесь проявля-

ются междисциплинарный, системный, комплексный подходы. За-

мкнутость группы имеет и недостатки, не все участники могут рабо-

тать длительное время одновременно, а срыв сеанса креативности

дорого обходится заказчику.

Таким образом, креативная группа — сформированный по опреде-

ленным методикам творческий коллектив, который характеризуется

единством, целостностью, творческим взаимодействием участников

и выполняет функции поиска новых, нестандартных идей и решений.