Н.Н. Бушуев, В.В. Бушуева, Г.В. Черногорцева, А.С. Иванова
12
Гуманитарный вестник
# 8·2017
Креативные группы, созданные по методике Ги Азнара, могут ра-
ботать на всех уровнях решения проблемы, но в основном в практиче-
ском решении задач, а теоретический аспект значительно ограничен.
В первоначальном составе группы могут работать около двух-трех лет.
Недостатком данной методики является то, что для обучения участни-
ков навыкам работы руководителю и организатору требуется опреде-
ленный опыт, а также время (около двух месяцев). Непростым является
и набор участников. Но результативность работы каждой креативной
группы оправдывает все издержки: она неповторима, как неповторимы
творческие личности, но абсолютизировать это положение не следует.
Еще один подход, при котором основным фактором в решении
задач производства является принцип дифференциации, введен в ра-
боте Колетт Матье-Батч [6]. Данная методика наиболее проста, не
требует много времени для реализации и имеет широкое применение
в промышленной (инженерной) экологии. Колетт Матье-Батч отме-
чает, что для функционирования группы необходимо учитывать осо-
бенности мыслительной деятельности индивидов. Каждый исследо-
ватель по-своему приступает к решению той или иной проблемы,
используя конкретные и абстрактные подходы. Ни один из них не яв-
ляется важнее другого. Тем не менее нельзя в одной группе смеши-
вать исследователей с различным восприятием объекта, так как они
не будут понимать друг друга.
Работа исследователей с абстрактным подходом будет плодо-
творна лишь в тех группах, в которых все участники склонны к аб-
страктному мышлению, и при условии, что между ними будет в до-
статочной степени установлен обмен мнениями, так как абстрактные
высказывания труднее передать.
Индивид с конкретным мышлением действует посредством анало-
гий, образов, имеет тенденцию к экстенсивному описанию, осуществ-
ляет небольшие вариации вокруг проблемы. Такие участники могут
быстро менять ассоциации изобразительного характера, легко переда-
вать их друг другу посредством небольшого количества слов. Данные
креативные группы способны работать вместе без специальной подго-
товки в отличие от групп с абстрактным подходом. Общение между
ними устанавливается почти сразу, поскольку оно осуществляется
с помощью конкретных образов, передаваемых непосредственно.
Быстрый ритм обмена информацией стимулирует каждого участника.
В группе, которая функционирует слаженно, возникает совместное,
общее бессознательное, что способствует коммуникации на бессозна-
тельном уровне.
Таким образом, очевидно, что если собрать в одной группе парт-
неров с различным мыслительным подходом, то процесс работы почти