Previous Page  12 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 16 Next Page
Page Background

Н.Н. Бушуев, В.В. Бушуева, Г.В. Черногорцева, А.С. Иванова

12

Гуманитарный вестник

# 8·2017

Креативные группы, созданные по методике Ги Азнара, могут ра-

ботать на всех уровнях решения проблемы, но в основном в практиче-

ском решении задач, а теоретический аспект значительно ограничен.

В первоначальном составе группы могут работать около двух-трех лет.

Недостатком данной методики является то, что для обучения участни-

ков навыкам работы руководителю и организатору требуется опреде-

ленный опыт, а также время (около двух месяцев). Непростым является

и набор участников. Но результативность работы каждой креативной

группы оправдывает все издержки: она неповторима, как неповторимы

творческие личности, но абсолютизировать это положение не следует.

Еще один подход, при котором основным фактором в решении

задач производства является принцип дифференциации, введен в ра-

боте Колетт Матье-Батч [6]. Данная методика наиболее проста, не

требует много времени для реализации и имеет широкое применение

в промышленной (инженерной) экологии. Колетт Матье-Батч отме-

чает, что для функционирования группы необходимо учитывать осо-

бенности мыслительной деятельности индивидов. Каждый исследо-

ватель по-своему приступает к решению той или иной проблемы,

используя конкретные и абстрактные подходы. Ни один из них не яв-

ляется важнее другого. Тем не менее нельзя в одной группе смеши-

вать исследователей с различным восприятием объекта, так как они

не будут понимать друг друга.

Работа исследователей с абстрактным подходом будет плодо-

творна лишь в тех группах, в которых все участники склонны к аб-

страктному мышлению, и при условии, что между ними будет в до-

статочной степени установлен обмен мнениями, так как абстрактные

высказывания труднее передать.

Индивид с конкретным мышлением действует посредством анало-

гий, образов, имеет тенденцию к экстенсивному описанию, осуществ-

ляет небольшие вариации вокруг проблемы. Такие участники могут

быстро менять ассоциации изобразительного характера, легко переда-

вать их друг другу посредством небольшого количества слов. Данные

креативные группы способны работать вместе без специальной подго-

товки в отличие от групп с абстрактным подходом. Общение между

ними устанавливается почти сразу, поскольку оно осуществляется

с помощью конкретных образов, передаваемых непосредственно.

Быстрый ритм обмена информацией стимулирует каждого участника.

В группе, которая функционирует слаженно, возникает совместное,

общее бессознательное, что способствует коммуникации на бессозна-

тельном уровне.

Таким образом, очевидно, что если собрать в одной группе парт-

неров с различным мыслительным подходом, то процесс работы почти