Гуманитарный вестник
# 8·2017 1
УДК 574:001.8 DOI 10.18698/2306-8477-2017-8-458
Особенности процессов интеграции и дифференциации
в экологии
© Н.Н. Бушуев, В.В. Бушуева, Г.В. Черногорцева, А.С. Иванова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Обоснована актуальность анализа процессов интеграции и дифференциации в эко-
логии. Подчеркнуто диалектическое единство интеграции и дифференциации.
Отмечено, что процессы интеграции и дифференциации оказывают влияние на
все уровни научной и практической деятельности, методологические подходы, по-
нятийный аппарат, технические средства и т. д. Значение влияния интеграции
и дифференциации в зарубежной практике используют при разработке методоло-
гических подходов для решения экологических задач. Рассмотрены две зарубежные
методики с противоположным подходом. Одна из них ориентирована на инте-
гративную методологию, другая
—
на использование принципов дифференциации.
Проанализированы две альтернативные зарубежные методики. Рекомендовано
использовать зарубежный опыт в отечественной практике при решении экологи-
ческих проблем.
Ключевые слова:
интеграция, дифференциация, диалектическое единство инте-
грации и дифференциации, экология, прикладные разделы экологии, взаимосвязь
различных наук, зарубежные методы решения экологических задач
На современном уровне развития науки и техники резко возраста-
ет значение исследований, связанных с процессами усиления взаимо-
связи, взаимодействия общественных, естественных и технических
наук. Именно на стыке различных областей знания открываются но-
вые возможности для выявления плодотворных решений как теоре-
тических, так и практических проблем. Здесь также рождаются новые
формы и виды взаимодействия теоретических и экспериментальных
средств научного познания. Поставленная задача требует изучения
механизмов интеграции, дифференциации различных областей со-
временной науки. Эта проблема широко обсуждается в научной лите-
ратуре, становится объектом анализа исследователей различных об-
ластей научного знания (а не только философии).
Процессы интеграции и дифференциации — это два противопо-
ложных, но взаимосвязанных процесса развития научного знания.
Противопоставление интеграции науки дифференциации, отрыв этих
диалектически взаимосвязанных сторон научного развития друг от
друга приводит к неправильным выводам и результатам. Можно ана-
лизировать лишь преобладание той или иной тенденции — дифферен-
циации или интеграции на той или иной стадии развития науки или
в конкретной области научного знания [1]. Другими словами, процесс
исследования интеграции или дифференциации необходимо проводить