Особенности процессов интеграции и дифференциации в экологии
Гуманитарный вестник
# 8·2017 7
Креативная группа не выбирает предмет исследования (в отличие
от группы решений), она лишь занимается поиском решения опреде-
ленной проблемы. Заключение о ее эффективности дает группа ре-
шений. Члены генерирующей группы лишь выдвигают идеи, а другая
группа выбирает наиболее эффективные из них.
Мотивация.
В процессе формирования группы Ги Азнар исходит
из системы известного американского психолога Хэмпфила. Согласно
теории Хэмпфила, в самом начале при подборе группы нужно устра-
нить возможность ложных мотиваций. Это означает, что креативная
группа должна четко знать и понимать, что от нее ждут. Как показыва-
ет опыт, процесс творчества интересует всех, но мотивы могут быть
различны. Одни хотят участвовать из любопытства, другие — для по-
лучения знаний, развития своей личности, третьи желают находиться
в творческом, интересном коллективе и т. д. Но данные мотивы не
входят в задачу группы. Она формируется исключительно для поиска
новых решений и достижения успеха в этом. У участников со слабой
мотивацией при определенном напряжении, трудностях значительно
снижается эффективность работы, что влияет на всю группу. На рис. 1
показано влияние на мотивацию условий работы, связанных с уровнем
сложности, препятствиями, тормозящими творческую деятельность
у различных индивидов.
Рис. 1.
Влияние препятствий в работе
на мотивацию
Кривая
1
характеризует работу наиболее творческих индивидов,
которые нередко очень чувствительны к условиям и обстановке. Это
создает определенную заторможенность, скованность, что не способ-
ствует процессу генерации идей, выдвижению смелых проектов.
Кривая
2
отражает деятельность индивида, способного к преодоле-
нию определенной совокупности препятствий, различных тормозя-
щих факторов для креативности. Кривая
3
характеризует сильную
мотивацию к творчеству, индивидуальную энергию, инициативу.
Именно эти качества необходимы для достижения значимых резуль-