Previous Page  5 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 16 Next Page
Page Background

Особенности процессов интеграции и дифференциации в экологии

Гуманитарный вестник

# 8·2017 5

стижения, т. е. практические приемы, оборудование и т. д. Другими

словами, все средства достижения целей порождают новые формы и

виды научной и практической деятельности. Данные процессы сти-

мулируют также социальный заказ, выдвижение новых практических

задач. И эти тенденции наиболее ярко проявляются в зарубежной

практике разработки и поиска решений экологических задач.

За рубежом разработано значительное количество различных форм

организации и методов работы при решении практических проблем, в

том числе экологических [4]. Заслуживают внимания, по мнению ав-

торов, два направления разработки методологических подходов, один

из которых учитывает процесс интеграции, другой связан с дифферен-

циацией. В обоих случаях подчеркивается их единство при оконча-

тельном решении конкретных задач.

Разработка данных методик актуальна и связана с развитием про-

мышленного производства и решением других практических задач.

В современных условиях остро стоит вопрос о повышении результа-

тивности решения теоретических и практических задач. Как известно,

даже самый талантливый исследователь, разработчик-одиночка не

может постоянно продуктивно решать текущие проблемы. Опреде-

ленные сложности возникают и с работой больших коллективов, так

как здесь требуется значительное время на организацию, согласование

и т. д. Один из вариантов выхода из подобной ситуации — примене-

ние креативных групп, которые широко используются за рубежом.

Креативные группы впервые возникли во Франции в 70-х гг. XX в.,

в 80-х гг. охватили все сферы деятельности (промышленность, здраво-

охранение, экологию, образование, бизнес и другие), так как прояви-

лись их эффективность, результативность, достижение поставленной

цели, получение оптимального варианта решения конкретных задач в

короткие сроки.

Рассмотрим наиболее общие и значимые моменты этой формы

работы. Следует отметить, что в отечественной литературе вопрос

о креативных группах не освещен. Это свидетельствует о том, что за-

рубежный опыт работы креативных групп не нашел применения

в отечественной практике, отсутствуют также отечественные разра-

ботки в данном направлении.

Работа в креативных группах способствует усилению интеллек-

туальных возможностей каждого участника, происходит соединение,

интеграция индивидуальных особенностей в единый процесс. Досто-

инством креативных групп является также то, что здесь каждый

участник, а не только с особыми талантами или способностями, мо-

жет продуцировать творческие идеи.

Для анализа организации и работы креативных групп, в частно-

сти по методике Ги Азнара [5], выделим восемь наиболее значимых,

по мнению авторов, критериев, которые можно использовать в прак-