Особенности процессов интеграции и дифференциации в экологии
Гуманитарный вестник
# 8·2017 5
стижения, т. е. практические приемы, оборудование и т. д. Другими
словами, все средства достижения целей порождают новые формы и
виды научной и практической деятельности. Данные процессы сти-
мулируют также социальный заказ, выдвижение новых практических
задач. И эти тенденции наиболее ярко проявляются в зарубежной
практике разработки и поиска решений экологических задач.
За рубежом разработано значительное количество различных форм
организации и методов работы при решении практических проблем, в
том числе экологических [4]. Заслуживают внимания, по мнению ав-
торов, два направления разработки методологических подходов, один
из которых учитывает процесс интеграции, другой связан с дифферен-
циацией. В обоих случаях подчеркивается их единство при оконча-
тельном решении конкретных задач.
Разработка данных методик актуальна и связана с развитием про-
мышленного производства и решением других практических задач.
В современных условиях остро стоит вопрос о повышении результа-
тивности решения теоретических и практических задач. Как известно,
даже самый талантливый исследователь, разработчик-одиночка не
может постоянно продуктивно решать текущие проблемы. Опреде-
ленные сложности возникают и с работой больших коллективов, так
как здесь требуется значительное время на организацию, согласование
и т. д. Один из вариантов выхода из подобной ситуации — примене-
ние креативных групп, которые широко используются за рубежом.
Креативные группы впервые возникли во Франции в 70-х гг. XX в.,
в 80-х гг. охватили все сферы деятельности (промышленность, здраво-
охранение, экологию, образование, бизнес и другие), так как прояви-
лись их эффективность, результативность, достижение поставленной
цели, получение оптимального варианта решения конкретных задач в
короткие сроки.
Рассмотрим наиболее общие и значимые моменты этой формы
работы. Следует отметить, что в отечественной литературе вопрос
о креативных группах не освещен. Это свидетельствует о том, что за-
рубежный опыт работы креативных групп не нашел применения
в отечественной практике, отсутствуют также отечественные разра-
ботки в данном направлении.
Работа в креативных группах способствует усилению интеллек-
туальных возможностей каждого участника, происходит соединение,
интеграция индивидуальных особенностей в единый процесс. Досто-
инством креативных групп является также то, что здесь каждый
участник, а не только с особыми талантами или способностями, мо-
жет продуцировать творческие идеи.
Для анализа организации и работы креативных групп, в частно-
сти по методике Ги Азнара [5], выделим восемь наиболее значимых,
по мнению авторов, критериев, которые можно использовать в прак-