Н.Н. Бушуев, В.В. Бушуева, Г.В. Черногорцева, А.С. Иванова
8
Гуманитарный вестник
# 8·2017
татов в творческой деятельности. Индивид, который теоретически
обладает большими творческими способностями, но имеет слабую мо-
тивацию, оказавшись в сковывающих условиях, ничего не создаст.
И наоборот, индивид, имеющий сильную мотивацию и помещенный
в такие же условия, будучи устойчив к препятствиям, даст высокие
показатели творчества. Поэтому при наборе группы следует учитывать
данные особенности и ориентироваться на индивидов с наибольшей
мотивацией к творчеству.
Количество участников группы.
В группах с численностью
свыше 10 участников наблюдается тенденция к разделению на под-
группы, что отвлекает от решения проблем. В ходе многочисленных
экспериментов установлено, что наибольших результатов достигает
группа из 5–6 человек. Здесь имеет значение фактор участия. Рабо-
тать, предлагать идеи должны все члены группы. Если кто-то из них
отвлекся, это сразу становится очевидным и влияет на психологиче-
ский климат, что снижает энтузиазм группы в целом. Оптимальный
состав группы из 5–6 человек усиливает единство группы, позволяет
высказаться каждому, что очень важно для продуктивной работы.
Более того, численные ограничения связаны с определенными свой-
ствами мышления человека, его памяти, способности восприятия, пе-
реработки одновременной информации и т. д.
График и время работы.
Как показывают экспериментальные
данные, максимальное число наиболее интересных идей высказыва-
ется через 2 часа после начала работы, затем их количество уменьша-
ется, наступает усталость, создается впечатление, что все уже сказа-
но. Спустя некоторое время происходит подъем творчества, далее
вновь идет спад (рис. 2).
Рис. 2.
Зависимость креативности группы
от времени работы
Продуктивно группа может работать лишь 3 часа в неделю, по-
скольку спустя 3 часа интеллектуальной деятельности возникает
ощущение исчерпанности решений по данной проблеме. Однако, ко-
гда на следующем сеансе креативности (через 1 неделю) группе пред-