Previous Page  8 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 16 Next Page
Page Background

Н.Н. Бушуев, В.В. Бушуева, Г.В. Черногорцева, А.С. Иванова

8

Гуманитарный вестник

# 8·2017

татов в творческой деятельности. Индивид, который теоретически

обладает большими творческими способностями, но имеет слабую мо-

тивацию, оказавшись в сковывающих условиях, ничего не создаст.

И наоборот, индивид, имеющий сильную мотивацию и помещенный

в такие же условия, будучи устойчив к препятствиям, даст высокие

показатели творчества. Поэтому при наборе группы следует учитывать

данные особенности и ориентироваться на индивидов с наибольшей

мотивацией к творчеству.

Количество участников группы.

В группах с численностью

свыше 10 участников наблюдается тенденция к разделению на под-

группы, что отвлекает от решения проблем. В ходе многочисленных

экспериментов установлено, что наибольших результатов достигает

группа из 5–6 человек. Здесь имеет значение фактор участия. Рабо-

тать, предлагать идеи должны все члены группы. Если кто-то из них

отвлекся, это сразу становится очевидным и влияет на психологиче-

ский климат, что снижает энтузиазм группы в целом. Оптимальный

состав группы из 5–6 человек усиливает единство группы, позволяет

высказаться каждому, что очень важно для продуктивной работы.

Более того, численные ограничения связаны с определенными свой-

ствами мышления человека, его памяти, способности восприятия, пе-

реработки одновременной информации и т. д.

График и время работы.

Как показывают экспериментальные

данные, максимальное число наиболее интересных идей высказыва-

ется через 2 часа после начала работы, затем их количество уменьша-

ется, наступает усталость, создается впечатление, что все уже сказа-

но. Спустя некоторое время происходит подъем творчества, далее

вновь идет спад (рис. 2).

Рис. 2.

Зависимость креативности группы

от времени работы

Продуктивно группа может работать лишь 3 часа в неделю, по-

скольку спустя 3 часа интеллектуальной деятельности возникает

ощущение исчерпанности решений по данной проблеме. Однако, ко-

гда на следующем сеансе креативности (через 1 неделю) группе пред-