Previous Page  11 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 16 Next Page
Page Background

Особенности процессов интеграции и дифференциации в экологии

Гуманитарный вестник

# 8·2017 11

с авторитарным руководством. Возникает противоречие между требо-

ваниями скорейших результатов и стремлением предоставить группам

возможность достичь стадии самоуправления, самоорганизации. Это

противоречие может быть разрешено следующим образом. В первый

период формирования и тренировки креативной группы руководитель

должен быть директивным, но только исключительно на уровне тех-

нических приемов, где отрабатываются творческие моменты. В дан-

ном случае речь идет о компетентном, опытном лидере, во всех других

аспектах работы группы он является авторитарным. Например, группа

быстро выбирает, какой технический прием лучше подходит в данной

ситуации, но как только он освоен, руководитель должен действовать

авторитарно, заставляя соблюдать правила работы. Далее руководи-

тель должен постепенно подготовить переход с авторитарного подхо-

да к тому, чтобы группа могла обходиться без руководителя, если ее

работа рассчитана на длительный период. В сработавшихся группах

руководитель работает, как все остальные члены. Вернуться к своим

обязанностям руководителя он может или по просьбе участников, или

чтобы организовать обучение новому техническому приему или

устранить возникшие препятствия в работе. Выбор приемов техниче-

ского творчества и методов активизации поиска идей и решений зави-

сит от сложности решаемых задач, состава креативной группы, опыта

руководителя, в задачу которого входит также и процесс обучения

участников методам творчества.

Возникает очень важный вопрос: как управлять в креативной

группе знаниями, информацией, осуществлять их синтез, направлять

на решение конкретных проблем? В зарубежной практике это осу-

ществляется на основе различных методов активизации, приемов

творчества. Разработка методов активизации творческой деятельно-

сти ведется во всем мире, в том числе в России [6]. Большинство этих

методов разработано изобретателями-практиками на основе анализа

практического материала и направлено на решение нестандартных

задач. Зарубежные методики сосредоточены на активизации психо-

логических аспектов творчества (ассоциации, аналогии и т. д.), при

этом большое внимание уделяется преодолению психологической

инерции. Ее негативное влияние на творческий процесс давно уста-

новлено. Применение эвристических методов способствует сниже-

нию психологического барьера. В данном случае под психологиче-

ской инерцией понимают привычку к шаблонному мышлению,

стремлению делать как всегда, как все. Однако при поиске нового

решения психологическая инерция является серьезным препятстви-

ем, мешает нестандартному подходу, новому видению задачи с раз-

ных точек зрения. Поэтому не случайно для борьбы с психологиче-

ской инерцией в зарубежных фирмах, работающих в инновационном

направлении, ограничивают число специалистов с опытом работы.