Особенности процессов интеграции и дифференциации в экологии
Гуманитарный вестник
# 8·2017 11
с авторитарным руководством. Возникает противоречие между требо-
ваниями скорейших результатов и стремлением предоставить группам
возможность достичь стадии самоуправления, самоорганизации. Это
противоречие может быть разрешено следующим образом. В первый
период формирования и тренировки креативной группы руководитель
должен быть директивным, но только исключительно на уровне тех-
нических приемов, где отрабатываются творческие моменты. В дан-
ном случае речь идет о компетентном, опытном лидере, во всех других
аспектах работы группы он является авторитарным. Например, группа
быстро выбирает, какой технический прием лучше подходит в данной
ситуации, но как только он освоен, руководитель должен действовать
авторитарно, заставляя соблюдать правила работы. Далее руководи-
тель должен постепенно подготовить переход с авторитарного подхо-
да к тому, чтобы группа могла обходиться без руководителя, если ее
работа рассчитана на длительный период. В сработавшихся группах
руководитель работает, как все остальные члены. Вернуться к своим
обязанностям руководителя он может или по просьбе участников, или
чтобы организовать обучение новому техническому приему или
устранить возникшие препятствия в работе. Выбор приемов техниче-
ского творчества и методов активизации поиска идей и решений зави-
сит от сложности решаемых задач, состава креативной группы, опыта
руководителя, в задачу которого входит также и процесс обучения
участников методам творчества.
Возникает очень важный вопрос: как управлять в креативной
группе знаниями, информацией, осуществлять их синтез, направлять
на решение конкретных проблем? В зарубежной практике это осу-
ществляется на основе различных методов активизации, приемов
творчества. Разработка методов активизации творческой деятельно-
сти ведется во всем мире, в том числе в России [6]. Большинство этих
методов разработано изобретателями-практиками на основе анализа
практического материала и направлено на решение нестандартных
задач. Зарубежные методики сосредоточены на активизации психо-
логических аспектов творчества (ассоциации, аналогии и т. д.), при
этом большое внимание уделяется преодолению психологической
инерции. Ее негативное влияние на творческий процесс давно уста-
новлено. Применение эвристических методов способствует сниже-
нию психологического барьера. В данном случае под психологиче-
ской инерцией понимают привычку к шаблонному мышлению,
стремлению делать как всегда, как все. Однако при поиске нового
решения психологическая инерция является серьезным препятстви-
ем, мешает нестандартному подходу, новому видению задачи с раз-
ных точек зрения. Поэтому не случайно для борьбы с психологиче-
ской инерцией в зарубежных фирмах, работающих в инновационном
направлении, ограничивают число специалистов с опытом работы.