Особенности процессов интеграции и дифференциации в экологии
Гуманитарный вестник
# 8·2017 13
невозможен. Одни будут давать слишком абстрактные предложения,
которые не вызовут никакого отклика у участников с противополож-
ным стилем мышления, информация просто не будет понята. Другие,
наоборот, будут давать слишком конкретные предложения, которые
хотя и будут быстро поняты, но не вызовут у первых никакого интере-
са. При этом отрицательным фактором является то, что такие участни-
ки будут блокировать творческие возможности друг друга. Нельзя
утверждать о каком-либо преимуществе того или иного типа группы,
так как каждая в отдельности имеет свои достоинства и недостатки.
Поэтому в итоге в процессе решения проблемы нужно использовать
эти два подхода в их единстве. Оба стиля необходимы для правильно-
го и результативного решения проблемы.
Действительно, ограничиться областью конкретного видения про-
блемы, состоящего из отдельных фрагментов, не пытаясь структури-
ровать посредством некоторой теоретической организации, означает
заблудиться в деталях, остаться в рамках неорганизованной разорван-
ности. Тем не менее при нахождении в области абстрактного, даже
жестко систематизированного материала существует риск отрыва от
реальности. Более того, как правило, очень трудно убедить окружаю-
щих в необходимости подобного рода концептуальных положений, так
как индивиды с абстрактным стилем мышления не всегда склонны пе-
рестраивать свои схемы в простые и линейные элементы, им это неин-
тересно. Поэтому чтобы совместить два вида деятельности, необходимо
ввести дополнительные звенья для конечного результата, обусловлен-
ные характером проблемы, в которых соотношения абстрактного и кон-
кретного подходов могут быть разными. Степень абстрактности про-
блемы всегда уменьшается с момента ее теоретического обоснования до
практического применения. Например, процесс разработки технических
устройств, используемых в промышленной экологии, в частности филь-
тров для очистки дымовых газов или гидроциклонов, можно предста-
вить графически (рис. 3).
Рис. 3.
Дифференциация форм работы:
1
— фундаментальные исследования;
2
—
ориентированное фундаментальное иссле-
дование;
3
— прикладное исследование;
4
— эволюция исследования;
5
— улучше-
ние, усовершенствование;
6
— разработка
опытного образца;
7
— апробирование;
8
— производство;
9
— заготовка, склади-
рование;
10
— доведение до потребителя;
11
— продажа