Н.Н. Бушуев, В.В. Бушуева, Г.В. Черногорцева, А.С. Иванова
2
Гуманитарный вестник
# 8·2017
в каждой области знания отдельно. Интеграция или дифференциация
не могут осуществляться одновременно во всех науках. В каждой об-
ласти знания наряду с общими моментами процессы интеграции
и дифференциации имеют свою специфику, при этом необходимо учи-
тывать конкретно-исторические условия. Принято считать, что инте-
грация должна идти более быстрыми темпами, чем дифференциация.
В этом есть определенный смысл, так как в современных условиях
процесс дифференциации, как правило, выступает своеобразным про-
явлением интеграции, т. е. развертывающаяся дифференциация оказы-
вается диалектической формой проявления интеграции. Таким обра-
зом, дальнейшая дифференциация наук или какой-либо области знания
приводит не к разобщению, как это считалось раньше, а, напротив,
к их интеграции. Этот процесс принципиально ничем не ограничива-
ется. Другими словами, дифференциация — это новая форма, функция
интеграции науки. Отсюда следует вывод, что именно интеграция
определяет характер современной науки. Как известно, прогресс
в науке связан с интеграционными процессами. Но в отличие от диффе-
ренциации интегративные процессы достаточно сложно осуществлять
как в управлении, так и в разработке. Что касается процессов диффе-
ренциации, то они сами структурируют те или иные направления.
Например, в медицинской экологии появляются следующие направле-
ния: показатели (параметры) различных функций и систем организма
как критерии оценки качества окружающей среды, экологические ас-
пекты совокупного воздействия на людей негативных и позитивных
факторов окружающей среды, оценка медико-экологического риска
и медико-экологической емкости ландшафтов, разработка медико-
экологических нормативов и т. д. Эти новые направления подчеркивают
не только взаимодействие и взаимосвязь экологии и медицины, но
и усиление интегративных процессов как в экологии, так и в медици-
не [2]. Таким образом, наглядно прослеживается положение о том, что
дифференциация выступает своеобразным проявлением интеграции.
Интегративные процессы захватывают как технические средства
и операции в познании, так и теоретические методы и процедуры
научного исследования, порождая новые виды и формы научной дея-
тельности. В экологии, а также в прикладных ее разделах эти процес-
сы имеют свои особенности. Экология по сравнению с другими
науками является еще довольно молодой, ее методологические под-
ходы, понятийный аппарат недостаточно разработаны. Хотя экологи-
ческие вопросы возникали в глубокой древности, но только в начале
ХХ в. экология приобрела самостоятельность в качестве раздела био-
логии. Далее, как результат взаимодействия с другими отраслями
биологии, выделяются и уточняются проблематика и методы эколо-
гии, разрабатываются первые экологические концепции. В 20–40-х гг.