Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма…
Гуманитарный вестник
# 3·2017 9
Известный эволюционист и ученый-популяризатор Мэтт Ридли
отмечает, что часто биологи, выдвигая те или иные гипотезы, руко-
водствуются принципом «бритвы Оккама» [11, с. 215].
Как известно, представитель средневекового номинализма в Ан-
глии, францисканец Уильям Оккам (1285–1347), будучи блестящим
логиком, утверждал, что в процессе познания природы «не следует
умножать сущности сверх необходимого». В современной науке это
принцип простоты и ясности (прозрачности) какой-либо гипотезы. Как
подчеркивает Ридли, из двух возможных объяснений того или иного
феномена в биологии выбирается в качестве достоверного более про-
стое. Безусловно, такого рода обоснование не может считаться истиной
в последней инстанции, скорее всего, именно поэтому современная
биология — это кладезь всевозможных гипотез, от классических до эк-
зотических.
Напрашивается вывод о том, что
как направленная, так и есте-
ственная (ненаправленная) эволюция человека не представляет со-
бой в современной биологии вполне ясной картины, открывая путь
к различного рода теоретическим спекуляциям.
Рассмотрим теперь риски и опасности для человечества, которые
привносит трансгуманизм как
течение интеллектуальной мысли
и как
международное движение.
В этом контексте наиболее значи-
мым оказывается осмысление
природы человеческого интеллекта —
возможностей и перспектив его эволюционирования, а также техни-
ческого копирования. Например, когда производители процессоров
разрабатывают следующее поколение чипов, они полагаются на за-
кономерность, известную как Закон Мура. Он гласит, что производи-
тельность процессоров обычно удваивается каждые 18 месяцев.
Предполагается, что если этот закон будет действовать еще несколь-
ко десятков лет, то появится возможность создать компьютеры, экви-
валентные по вычислительной мощности человеческому мозгу.
В этом случае прогнозируется появление сверхразума, который в по-
добной форме неизбежно нанесет серьезный удар по любому антро-
поцентрическому мировоззрению. Если человеческий вид больше не
будет самой разумной формой жизни в известной части Вселенной,
то практическим следствием может стать эволюция самого сверхраз-
ума, который поглотит и отбросит за ненадобностью устаревшую че-
ловеческую модель.
Автор статьи полагает, что такая постановка проблемы не лише-
на технократической наивности, ведь достижения человека и челове-
чества не лежат исключительно в плоскости совершенствования ин-
теллекта. В связи с этим вспоминается повесть Л.Н. Толстого «Отец
Сергий» (1890), которая заканчивается странным открытием челове-
ка, случайно (?) избежавшего самоубийства: почти блаженная де-
вушка, живущая альтруистично, не для себя, а для других, обладает