Previous Page  9 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 18 Next Page
Page Background

Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма…

Гуманитарный вестник

# 3·2017 9

Известный эволюционист и ученый-популяризатор Мэтт Ридли

отмечает, что часто биологи, выдвигая те или иные гипотезы, руко-

водствуются принципом «бритвы Оккама» [11, с. 215].

Как известно, представитель средневекового номинализма в Ан-

глии, францисканец Уильям Оккам (1285–1347), будучи блестящим

логиком, утверждал, что в процессе познания природы «не следует

умножать сущности сверх необходимого». В современной науке это

принцип простоты и ясности (прозрачности) какой-либо гипотезы. Как

подчеркивает Ридли, из двух возможных объяснений того или иного

феномена в биологии выбирается в качестве достоверного более про-

стое. Безусловно, такого рода обоснование не может считаться истиной

в последней инстанции, скорее всего, именно поэтому современная

биология — это кладезь всевозможных гипотез, от классических до эк-

зотических.

Напрашивается вывод о том, что

как направленная, так и есте-

ственная (ненаправленная) эволюция человека не представляет со-

бой в современной биологии вполне ясной картины, открывая путь

к различного рода теоретическим спекуляциям.

Рассмотрим теперь риски и опасности для человечества, которые

привносит трансгуманизм как

течение интеллектуальной мысли

и как

международное движение.

В этом контексте наиболее значи-

мым оказывается осмысление

природы человеческого интеллекта —

возможностей и перспектив его эволюционирования, а также техни-

ческого копирования. Например, когда производители процессоров

разрабатывают следующее поколение чипов, они полагаются на за-

кономерность, известную как Закон Мура. Он гласит, что производи-

тельность процессоров обычно удваивается каждые 18 месяцев.

Предполагается, что если этот закон будет действовать еще несколь-

ко десятков лет, то появится возможность создать компьютеры, экви-

валентные по вычислительной мощности человеческому мозгу.

В этом случае прогнозируется появление сверхразума, который в по-

добной форме неизбежно нанесет серьезный удар по любому антро-

поцентрическому мировоззрению. Если человеческий вид больше не

будет самой разумной формой жизни в известной части Вселенной,

то практическим следствием может стать эволюция самого сверхраз-

ума, который поглотит и отбросит за ненадобностью устаревшую че-

ловеческую модель.

Автор статьи полагает, что такая постановка проблемы не лише-

на технократической наивности, ведь достижения человека и челове-

чества не лежат исключительно в плоскости совершенствования ин-

теллекта. В связи с этим вспоминается повесть Л.Н. Толстого «Отец

Сергий» (1890), которая заканчивается странным открытием челове-

ка, случайно (?) избежавшего самоубийства: почти блаженная де-

вушка, живущая альтруистично, не для себя, а для других, обладает