Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма…
Гуманитарный вестник
# 3·2017 11
тическим мышлением, нельзя применить теорему К. Геделя и что сама
идея алгоритмичности человеческого мышления может быть пороч-
ной, т. е. ему совершенно непонятно, зачем природа могла снабдить
охотника на мамонтов сверхсложным аппаратом, уже содержащим и
неевклидову геометрию, и К-теорию. Не проще ли предположить, что
в процессе естественного отбора совершенствовался некий
универ-
сальный механизм понимания.
Другими словами, смешно изобретать
сверхразум, когда он уже есть [13, с. 234–238].
Автор статьи, в связи с рассуждениями Пенроуза, вспомнил бо-
лее древнюю платоновскую концепцию связи логистикона (разумной
части) души человека с Мировой Душой, обладающей всей полнотой
знания об эйдосах (прообразах), или программах строения всех из-
менчивых вещей космоса.
Следует заметить, что аргументы «за» и «против» той или иной
версии (гипотезы) — это варианты обоснования, но не строгого дока-
зательства.
Технический прогресс не смог радикально изменить человече-
скую природу, потребность самовыражения у людей проявляется го-
раздо сильнее, чем чисто интеллектуальные возможности. Управлять
человеком или человечеством, учитывая существование произвола
(абсолютной непредсказуемости в поведении) в людской природе
(что блестяще обрисовал Ф.М. Достоевский в «Записках из подпо-
лья») — утопия технократического мышления.
Кроме того, русские религиозные философы конца ХIХ — начала
ХХ вв. В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и другие писали об эффекте
«беспредельного самосовершенствования», дораскрытия возможно-
стей, уже заложенных Творцом в человека, или «восходящей эволю-
ции». По словам В.С. Соловьева, «не создается историей и не требу-
ется никакой новой сверхчеловеческой формы организма, потому что
форма человеческая может беспредельно совершенствоваться и
внутренне и наружно, оставаясь при этом тою же,… она способна
быть формою совершенного всеединства, или божества… при тех же
двух глазах он [человек] может стать пророком и сверхчеловеком,
тогда как при другой органической форме существо, хотя бы и снаб-
женное сотнею глаз, остается только мухой» [6, с. 629–631].
В этой связи любопытно оценить способы самосовершенствова-
ния человека так, как их представляют современные трансгуманисты.
В рамках данной статьи рассмотрим только самые необычные:
разработку нанотехнологий, в частности наномашин, способ-
ных ремонтировать (пока теоретически) клетки человеческого орга-
низма;
перезагрузку сознания человека в иную телесную форму;
«умную пыль» (smart dust) в качестве передовой технологии
(сеть из множества микроскопических электромеханических систем