Previous Page  11 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 18 Next Page
Page Background

Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма…

Гуманитарный вестник

# 3·2017 11

тическим мышлением, нельзя применить теорему К. Геделя и что сама

идея алгоритмичности человеческого мышления может быть пороч-

ной, т. е. ему совершенно непонятно, зачем природа могла снабдить

охотника на мамонтов сверхсложным аппаратом, уже содержащим и

неевклидову геометрию, и К-теорию. Не проще ли предположить, что

в процессе естественного отбора совершенствовался некий

универ-

сальный механизм понимания.

Другими словами, смешно изобретать

сверхразум, когда он уже есть [13, с. 234–238].

Автор статьи, в связи с рассуждениями Пенроуза, вспомнил бо-

лее древнюю платоновскую концепцию связи логистикона (разумной

части) души человека с Мировой Душой, обладающей всей полнотой

знания об эйдосах (прообразах), или программах строения всех из-

менчивых вещей космоса.

Следует заметить, что аргументы «за» и «против» той или иной

версии (гипотезы) — это варианты обоснования, но не строгого дока-

зательства.

Технический прогресс не смог радикально изменить человече-

скую природу, потребность самовыражения у людей проявляется го-

раздо сильнее, чем чисто интеллектуальные возможности. Управлять

человеком или человечеством, учитывая существование произвола

(абсолютной непредсказуемости в поведении) в людской природе

(что блестяще обрисовал Ф.М. Достоевский в «Записках из подпо-

лья») — утопия технократического мышления.

Кроме того, русские религиозные философы конца ХIХ — начала

ХХ вв. В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и другие писали об эффекте

«беспредельного самосовершенствования», дораскрытия возможно-

стей, уже заложенных Творцом в человека, или «восходящей эволю-

ции». По словам В.С. Соловьева, «не создается историей и не требу-

ется никакой новой сверхчеловеческой формы организма, потому что

форма человеческая может беспредельно совершенствоваться и

внутренне и наружно, оставаясь при этом тою же,… она способна

быть формою совершенного всеединства, или божества… при тех же

двух глазах он [человек] может стать пророком и сверхчеловеком,

тогда как при другой органической форме существо, хотя бы и снаб-

женное сотнею глаз, остается только мухой» [6, с. 629–631].

В этой связи любопытно оценить способы самосовершенствова-

ния человека так, как их представляют современные трансгуманисты.

В рамках данной статьи рассмотрим только самые необычные:

разработку нанотехнологий, в частности наномашин, способ-

ных ремонтировать (пока теоретически) клетки человеческого орга-

низма;

перезагрузку сознания человека в иную телесную форму;

«умную пыль» (smart dust) в качестве передовой технологии

(сеть из множества микроскопических электромеханических систем