Гуманитарный вестник
# 3·2017 1
УДК 316.7 DOI 10.18698/2306-8477-2017-3-420
Философско-религиозные и социальные аспекты
трансгуманизма, или преодоление «человеческого,
слишком человеческого» в ХХI в.
© И.П. Кавинова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены различные аспекты трансгуманистической идеологии, сделана по-
пытка философского осмысления трансгуманизма как феномена общественной
жизни и как мировоззрения иммортализма. Автор заостряет внимание на наибо-
лее спорных моментах истолкования эволюции человека, показывая позитивные
и негативные стороны идеи трансчеловека и постчеловека. При оценке современ-
ных проблем использован историко-философский материал.
Ключевые слова:
трансгуманизм, постчеловек, Ф. Ницше, Н. Федоров, русский
космизм, Р. Пенроуз, синтетическая теория эволюции, нанотехнологии, крионика,
иммортализм
В ХХ в. произошли две мировые войны, опустошительные рево-
люции и гражданские войны, а сейчас Россия приближается к роко-
вой дате — столетию Октябрьской революции. В связи с этим возни-
кает вопрос: что принесла человечеству идеология преодоления
«человеческого, слишком человеческого», или ницшеанство в явном
или скрытом виде? Насколько оправдала себя в ХХ в. и сейчас став-
шая хрестоматийной фраза из пьесы А.М. Горького «На дне»: «Чело-
век!.. Это звучит… гордо!»? Известно, что «детские вопросы» — это
не просто трудно разрешимые, а, как правило, неразрешимые вопро-
сы, выстраиваемые по логике кантовских антиномий, кьеркегоров-
ских «или-или», — ответ на них всегда неоднозначен. Однако стоит
(воспользовавшись философской логикой: «проблему ставлю, но не
решаю») хотя бы обозначить те трудности, которые каждый человек
переживает, пытаясь познать себя.
В настоящее время для обозначения
современного этапа антропо-
генеза
в синтетической теории эволюции (СТЭ) все чаще используют
термин «
трансгуманизм
». По содержанию он столь многомерен, что
часто смысл данного понятия теряется за количеством всевозможных
примеров его использования. Обозначим несколько аспектов приме-
нения термина «трансгуманизм».
Прежде всего использование этого понятия связано с именем
Джулиана Хаксли (1887–1975), известного английского биолога, эво-
люциониста, одного из создателей СТЭ. Вначале он использовал тер-
мин «трансгуманизм» как прямое указание на продолжающуюся эво-
люцию человека в качестве биологического вида («Религия без