Previous Page  15 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 18 Next Page
Page Background

Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма…

Гуманитарный вестник

# 3·2017 15

трансгуманистических и имморталистических аспектов бытия челове-

чества, а также безопасности использования этих технологий; 3) кон-

солидация усилий всех прогрессивно мыслящих людей для создания

предпосылок наиболее благоприятного и неконфликтного развития

человечества в новых условиях» [5].

Конечно, на первый взгляд, такой манифест несет в себе только

положительные стороны, однако, учитывая все опасные повороты

в развитии науки, нельзя полагаться на авось с надеждой на то, что

сначала — дело, а потом — его осмысление. Участники трансгума-

нистического движения не скрывают своей ориентированости на

НБИКС — идею конвергенции нано-, био-, информо-, когнитивных,

социальных технологий [16, с. 214–221]. Но что значит безопасность

использования технологий в современном мире, продолжающем вое-

вать (за 12 последних лет — более 40 войн), поклоняющемуся «золо-

тому тельцу» (власти денег), во многом обезбоженному (ницшеанский

нигилизм) и даже обесчеловеченному (структуралистская «смерть ав-

тора»), не ограничивающем себя ничем в поисках нестандартных под-

ходов к науке? Как справедливо отмечает Е.В. Мареева, «есть мнение,

что меньше всего питают иллюзии по поводу возможностей современ-

ного “искусственного интеллекта” те, кто его программирует» [17,

c. 171–178]. К сожалению, даже абсурдные идеи русских космистов

менее утопичны, чем Манифест РТД, в котором предполагается

мифо-

логизация будущего

. Получается, как в теоремах К. Геделя о неполно-

те, трансгуманизм как мировоззрение и общественное движение нель-

зя ни принять полностью, ни опровергнуть.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Huxley J.

Transhumanism. In New Bottles for New Wine

. London, Chat Win-

dus, 1957, 320 с.

[2]

Ницше Ф.

Так говорил Заратустра (книга для всех и для никого).

Москва, МГУ, 1990, 352 с.

[3]

Дмитриева Л.Д. Освещение феномена трансгуманизма в России.

Научно-

исследовательские публикации

, 2014, № 10.

URL:

http://cyberleninka.ru/article/n/osveschenie-fenomena-transgumanizma-

v-rossii (дата обращения 04.12.2016).

[4]

Артюхов И.В. Трансгуманизм: философские истоки и история возникно-

вения. В кн.:

Новые технологии и продолжение эволюции человека?

Трансгуманистический проект будущего

. Москва, ЛКИ, 2008, с. 31–46.

[5]

Российское трансгуманистическое движение.

URL:

http://transhumanism-russia.ru/

(дата обращения 04.12.2016).

[6]

Соловьев В.С. Идея сверхчеловека, или по поводу разбора в «Вопросах

философии и психологии» книги Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»

(1899 г.). В кн.:

Собрание сочинений

. В 2 т., т. 2. Москва, Мысль,

1988,

с. 626–635.

[7]

Катасонов В.Н. Трансгуманизм: новая цивилизационная угроза челове-

честву.

Российский институт стратегических исследований

.

URL:

https://riss.ru/analitycs/6613/

(дата обращения 04.12.2016).