Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма…
Гуманитарный вестник
# 3·2017 15
трансгуманистических и имморталистических аспектов бытия челове-
чества, а также безопасности использования этих технологий; 3) кон-
солидация усилий всех прогрессивно мыслящих людей для создания
предпосылок наиболее благоприятного и неконфликтного развития
человечества в новых условиях» [5].
Конечно, на первый взгляд, такой манифест несет в себе только
положительные стороны, однако, учитывая все опасные повороты
в развитии науки, нельзя полагаться на авось с надеждой на то, что
сначала — дело, а потом — его осмысление. Участники трансгума-
нистического движения не скрывают своей ориентированости на
НБИКС — идею конвергенции нано-, био-, информо-, когнитивных,
социальных технологий [16, с. 214–221]. Но что значит безопасность
использования технологий в современном мире, продолжающем вое-
вать (за 12 последних лет — более 40 войн), поклоняющемуся «золо-
тому тельцу» (власти денег), во многом обезбоженному (ницшеанский
нигилизм) и даже обесчеловеченному (структуралистская «смерть ав-
тора»), не ограничивающем себя ничем в поисках нестандартных под-
ходов к науке? Как справедливо отмечает Е.В. Мареева, «есть мнение,
что меньше всего питают иллюзии по поводу возможностей современ-
ного “искусственного интеллекта” те, кто его программирует» [17,
c. 171–178]. К сожалению, даже абсурдные идеи русских космистов
менее утопичны, чем Манифест РТД, в котором предполагается
мифо-
логизация будущего
. Получается, как в теоремах К. Геделя о неполно-
те, трансгуманизм как мировоззрение и общественное движение нель-
зя ни принять полностью, ни опровергнуть.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Huxley J.
Transhumanism. In New Bottles for New Wine
. London, Chat Win-
dus, 1957, 320 с.
[2]
Ницше Ф.
Так говорил Заратустра (книга для всех и для никого).
Москва, МГУ, 1990, 352 с.
[3]
Дмитриева Л.Д. Освещение феномена трансгуманизма в России.
Научно-
исследовательские публикации
, 2014, № 10.
URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/osveschenie-fenomena-transgumanizma-v-rossii (дата обращения 04.12.2016).
[4]
Артюхов И.В. Трансгуманизм: философские истоки и история возникно-
вения. В кн.:
Новые технологии и продолжение эволюции человека?
Трансгуманистический проект будущего
. Москва, ЛКИ, 2008, с. 31–46.
[5]
Российское трансгуманистическое движение.
URL:
http://transhumanism-russia.ru/(дата обращения 04.12.2016).
[6]
Соловьев В.С. Идея сверхчеловека, или по поводу разбора в «Вопросах
философии и психологии» книги Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»
(1899 г.). В кн.:
Собрание сочинений
. В 2 т., т. 2. Москва, Мысль,
1988,
с. 626–635.
[7]
Катасонов В.Н. Трансгуманизм: новая цивилизационная угроза челове-
честву.
Российский институт стратегических исследований
.
URL:
https://riss.ru/analitycs/6613/(дата обращения 04.12.2016).