Previous Page  14 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 18 Next Page
Page Background

И.П. Кавинова

14

Гуманитарный вестник

# 3·2017

истины (знания о мире). Между пойесисом и техне в древнем мире не

было различия, и, по Хайдеггеру, его действительно нет, так как не

нужда ведет к техническим изобретениям, а ответ человека (челове-

чества) на вызовы природы. Человек в данном контексте выступает

в качестве «пастуха бытия». Хайдеггер прекрасно понимает, что тех-

ническое освоение мира небезопасно: высвобождение, преобразова-

ние, накопление, распределение и коммутирование (переключе-

ние) — это пути технических открытий. С одной стороны, современ-

ная техника порождает мир запасов (нем. Bestand), это некие «резер-

вы на длительное время», которые представляют ценность только для

человека — от пластмассовых стаканчиков до электростанций.

С другой стороны, через технику человек познает не только мир, но и

себя в мире. Вопрос о будущем человечества остается в таком случае

открытым [15, с. 221–238].

В каком-то смысле эта постановка гносеологической проблемы

еще до Хайдеггера хорошо просматривается в трудах итальянских

творцов эпохи Возрождения — от Леонардо да Винчи до Галилео Га-

лилея. Леонардо да Винчи пытался все составляющие любой живой

формы от крыла птицы до стопы человека просчитать математически,

а позже использовать «живую» математику в своих изобретениях. Га-

лилео Галилей по праву считается основателем экспериментального

метода в науке. Но если задаться фундаментальным вопросом: «Изоб-

рел ли человек что-либо, не являющееся слабой копией достижений

природы (“с живой картины список бледный”)?», — то для автора ста-

тьи ответ будет очевидно отрицательный.

В трансгуманизме используется идея о том, что природа в лице

человека «прозревает» и пытается сама себя перенаправить по како-

му-то иному пути, чем только путь рождения и смерти (направленная

эволюция). Это одна из самых привлекательных, но и самых опасных

сторон трансгуманистического мировоззрения.

Приведем в качестве подтверждения данной установки основные

положения Манифеста РТД: «Трансгуманизм — это новое гуманисти-

ческое мировоззрение, которое утверждает не только ценность от-

дельной человеческой жизни, но и

возможность

и

желательность

с помощью науки и современных технологий — безграничного разви-

тия личности, выхода за считающиеся сейчас “естественными” преде-

лы человеческих возможностей. Мы, члены Российского трансгумани-

стического движения, осознавая, что в ближайшие десятилетия

новейшие технологии кардинально изменят человека и человеческое

общество, заявляем, что нашей целью являются: 1) развитие и распро-

странение идей трансгуманизма и иммортализма с целью наиболее ра-

зумного и демократичного использования новейших достижений тех-

нического прогресса; 2) содействие развитию новых и традиционных

наук и технологий в той их части, которая непосредственно касается