И.П. Кавинова
14
Гуманитарный вестник
# 3·2017
истины (знания о мире). Между пойесисом и техне в древнем мире не
было различия, и, по Хайдеггеру, его действительно нет, так как не
нужда ведет к техническим изобретениям, а ответ человека (челове-
чества) на вызовы природы. Человек в данном контексте выступает
в качестве «пастуха бытия». Хайдеггер прекрасно понимает, что тех-
ническое освоение мира небезопасно: высвобождение, преобразова-
ние, накопление, распределение и коммутирование (переключе-
ние) — это пути технических открытий. С одной стороны, современ-
ная техника порождает мир запасов (нем. Bestand), это некие «резер-
вы на длительное время», которые представляют ценность только для
человека — от пластмассовых стаканчиков до электростанций.
С другой стороны, через технику человек познает не только мир, но и
себя в мире. Вопрос о будущем человечества остается в таком случае
открытым [15, с. 221–238].
В каком-то смысле эта постановка гносеологической проблемы
еще до Хайдеггера хорошо просматривается в трудах итальянских
творцов эпохи Возрождения — от Леонардо да Винчи до Галилео Га-
лилея. Леонардо да Винчи пытался все составляющие любой живой
формы от крыла птицы до стопы человека просчитать математически,
а позже использовать «живую» математику в своих изобретениях. Га-
лилео Галилей по праву считается основателем экспериментального
метода в науке. Но если задаться фундаментальным вопросом: «Изоб-
рел ли человек что-либо, не являющееся слабой копией достижений
природы (“с живой картины список бледный”)?», — то для автора ста-
тьи ответ будет очевидно отрицательный.
В трансгуманизме используется идея о том, что природа в лице
человека «прозревает» и пытается сама себя перенаправить по како-
му-то иному пути, чем только путь рождения и смерти (направленная
эволюция). Это одна из самых привлекательных, но и самых опасных
сторон трансгуманистического мировоззрения.
Приведем в качестве подтверждения данной установки основные
положения Манифеста РТД: «Трансгуманизм — это новое гуманисти-
ческое мировоззрение, которое утверждает не только ценность от-
дельной человеческой жизни, но и
возможность
и
желательность
—
с помощью науки и современных технологий — безграничного разви-
тия личности, выхода за считающиеся сейчас “естественными” преде-
лы человеческих возможностей. Мы, члены Российского трансгумани-
стического движения, осознавая, что в ближайшие десятилетия
новейшие технологии кардинально изменят человека и человеческое
общество, заявляем, что нашей целью являются: 1) развитие и распро-
странение идей трансгуманизма и иммортализма с целью наиболее ра-
зумного и демократичного использования новейших достижений тех-
нического прогресса; 2) содействие развитию новых и традиционных
наук и технологий в той их части, которая непосредственно касается