Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма…
Гуманитарный вестник
# 3·2017 7
Рэндал Куне; разработчик теории о возможной квантовой телепорта-
ции сознания в альтернативное тело Стюарт Хамерофф; руководи-
тель компании United Therapeutics Мартин Ротблат (компания плани-
ровала в 2016 г. начать массовую пересадку распечатанных на 3D
принтерах искусственных органов человека) и многие другие. Орга-
низатором и президентом форума выступил российский миллиардер,
генеральный директор интернет-компании Newmedia Stars и основа-
тель движения «Россия 2045» Дмитрий Ицков
.
Участники форума
представили результаты своей деятельности. Японский робототехник
Хироси Исигуро продемонстрировал возможности изобретенного им
человекоподобного робота Геминоида НI-1, являющегося точной ко-
пией самого Исигуро. Здесь также выступил первый человек-киборг,
англичанин Найджел Экланд, обладатель бионического протеза руки,
показавший возможности интеграции кибернетических технологий
с человеческим телом. Наконец, была продемонстрирована андроид-
ная (человекоподобная) голова — двойник Д. Ицкова, сконструиро-
ванная американским изобретателем Дэвидом Хэнсоном в рамках пер-
вой стадии проекта «Аватар А». Человекоподобной головой Д. Ицкова
управляли 36 моторчиков [8].
Понимая, что на подобных форумах реклама преобладает над се-
рьезными исследованиями, следует признать, что поиск бессмертия и
даже своего рода фанатизм в продвижении идеи иммортализма не
могут не вызвать естественного сочувствия. Так, чуть более века
назад оспаривали и одновременно выражали сочувствие федоровской
идее «воскрешения всех мертвых» Л.Н. Толстой и В.С. Соловьев.
Ф.М. Достоевский неоднократно высказывал мысль: нет веры в бес-
смертие — нет и самого христианства. Христос побеждает главного
«врага всех человеков» — смерть. Однако понимание бессмертия
в христианстве отнюдь не просто: возрождение одухотворенной пло-
ти совершается на Страшном суде Творцом, а не человеком, которо-
му указан лишь путь к бессмертию. Следует обратить внимание на
то, что Россия как в ХХ в., так и в XXI в. не боится экстравагантных
проектов, но, к сожалению, грань между гениальностью и помеша-
тельством в интеллектуальной жизни страны всегда была хрупкой.
Этой любопытной теме противоречивости общественного сознания
посвящена оригинальная статья К.С. Лебедева и В.А. Нехамкина [9].
Однако данная тема далека от исчерпаемости.
Следует отметить, что, по мнению автора статьи, нельзя достиг-
нуть строгой однозначной дефиниции трансгуманизма. Можно ис-
пользовать аристотелевский подход к определению общих понятий
через перечисление ведущих признаков. В таком случае автор опре-
деляет трансгуманизм как
общественное движение с формирующей-
ся идеологией, которая имеет в основаниях своего мировоззрения
эволюционизм и иммортализм
.