Previous Page  10 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 18 Next Page
Page Background

И.П. Кавинова

10

Гуманитарный вестник

# 3·2017

особой жизненной мудростью, которая не дана высоколобым знато-

кам. Неслучайно представитель Флорентийской платоновской акаде-

мии Пико делла Мирандола писал о том, что Ангел всегда останется

Ангелом, животное — животным, и только человеку с его перемен-

чивой природой дано быть и тем и другим [12]. Очевидно, что как

физическая, так и психическая природа человека не укладывается

в шаблон отождествления человека с его интеллектом.

Не менее интересны воззрения знаменитого английского Роджера

Пенроуза на возможности самого искусственного интеллекта. В ра-

боте «Тени разума» (Shadows of the Mind, 1995) он выделил четыре

наиболее характерные точки зрения на вопрос о связи мышления как

части сознания и вычислений на компьютере.

А. Мышление целиком и полностью является вычислением.

В частности, ощущение сознания (feeling of conscious awareness) вы-

зывается просто выполнением соответствующих вычислений.

В. Сознание есть один из результатов физического действия моз-

га. Любое физическое действие может быть вычислительно смодели-

ровано. Однако само по себе вычислительное моделирование не вы-

зывает сознание.

С. Определенное физическое действие мозга вызывает сознание.

Однако это физическое действие не может быть вычислительно смо-

делировано ни в каком разумном смысле.

D. Сознание невозможно объяснить ни в рамках физики, ни в

рамках теории вычислений, ни вообще в рамках науки [13, с. 34–41].

Сам автор придерживается позиции С. В начале своей книги Пен-

роуз в качестве аргумента, опровергающего точки зрения А и В, при-

водит рассуждение Джона Серля, известное под названием «Китайская

комната» (мыслительный эксперимент был опубликован в 1980 г.

в статье «Minds, Brains, and Programs»): предположим, компьютеру

рассказали некую историю, он ее понял и теперь ведет осмысленное

обсуждение данной истории с несколькими людьми, но люди и маши-

на говорят только на китайском языке. В этой же комнате находится

человек, не знающий китайского языка, но способный точно воспро-

изводить все вычисления, которые делает компьютер при выслушива-

нии и обсуждении истории. Вопрос — поймет ли этот человек то же

самое, что понял компьютер? Ответ — нет, хотя согласно позиции А

должен был бы понять, ведь нужные вычисления выполнены, однако

понимание к вычислению не сводится [13, с. 77, 78].

Пенроуз также сделал оригинальный вывод из теоремы К. Геделя

о неполноте, в которой утверждается, что любая богатая научная тео-

рия, включающая в себя арифметику целых чисел, полностью не

формализуема, так как в ней всегда найдутся положения, которые

нельзя ни доказать, ни опровергнуть. На это Пенроуз замечал, что

к непознаваемому алгоритму, который, возможно, управляет матема-